Суббота, 20.04.2024, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Шпаргалка

Шпоры для школьников и студентов

Ответы на экзамен, зачет, коллоквиум, ЕГЭ, ГИА и многое другое

Образование и наука

ответы, шпоры, астрономия, биология, география, информатика, история, культурология, литература, математика, материаловедение, машиностроение, медицина
обществознание и политология, педагогика, психология, социология, химия, физика, филология, философия, экология, экономика, электротехника, энергетика, юриспруденция

Статьи

Главная » Статьи » История

Лекция по Отечественная история

История как наука. Предмет, источники, методы, методология

Возвращение к изучению истории связано с несколькими обстоятельствами.

Наша жизнь проходит в новом тысячелетии, во время великих технологических прорывов, несущих с собой новые проблемы.

Насколько успешно могут современные нации и сообщества самоидентифицировать себя, осознать свою значимость и ценность?

Каждый должен отдавать себе отчёт, может ли он найти себя, активно участвовать в жизни общества, или только подчиняться современным политическим технологиям.

Сделать из студента не объект, а субъект – цель истории.

У любого процесса есть ноги, свои корни в прошлом, всё уже было.

«Ничего не бойся, всё уже было: с кем-то, когда-то, где-то» - расхожая восточная мудрость. То же действенно и для истории России.

Насколько мы умеем извлекать уроки из прошлого?

У В.И. Ключевского есть масса афоризмов, масса ёмких точных высказываний на предмет истории. Его парадоксальная, но точная мысль: «История – не учительница. Она никогда никого ничему не научила. Она надзирательница. Она наказывает за невыученные уроки».

История России – один из самых ярких примеров, подтверждающих его правоту.

Для русского национального самосознания характерна особая тяга к истории. Она  помогала русскому человеку держаться на ногах, а нация консолидировалась на основе исторической идеи.

Наша история имеет другую любопытную особенность, на западе называемую так: «Россия – страна с непредсказуемой историей». Дело в том, что историки очень часто становились заложниками политики, а то и ангажировались политикой, нанимались ею.

Что такое история?

Первоначальное значение слова «истории» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «установление», «уточнение». История отождествлялась с установлением подлинности истинности событий и фактов.

Слово «история» используется для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени. В то же время, это и наука, изучающая этот процесс.

Что стоит в центре внимания истории?

Есть два общих подхода:

  1. Предпочтение изучения социально-экономического развития, выявления общих закономерностей
  2. Изучение человека, как объекта истории

Один из наиболее ярких историков 20 века считал: «Изучать в первую очередь надо сознание человека, его мотивацию, поступки, истоки этих поступков, его мотивацию, влияние этих поступков на историю общества».

Предмет истории – это изучение жизни людей, обществ, народов в её конкретной предметности, побудительных мотивов их действий и поведения, что, в свою очередь, определяется той картиной мира, которая заложена культурой в их сознании, традициями, менталитетом.

Научные категории истории:

  • Историческое движение, процесс (историческое время – движение от одного события к другому, задача историка – вскрыть, почему оно происходит именно так, а не иначе, какую цепную реакцию они вызывают; историческое пространство – совокупность различных явлений в конкретных географических рамках)
  • Исторический факт
  • Теория изучения (методологическая интерпретация)

Первые потуги записи истории проявлялись чуть более 5 тысяч лет назад. За это время человек оставил массу источников, по которым можно реконструировать всё наше прошлое, понять, представить и научиться чему-либо. Это обилие источников называется историческими источниками: материальными, этнологическими, лингвистическими, фото-, кино-, электронные документы и т.д.

Как заставить источник говорить, стать фактом, знанием?

Таким образом, история становится заложником профессионалов.

А есть ли настоящая история, если так много различных точек зрения, книг по истории?

Можно ли узнать, как было на самом деле?

Эти проблемы очень сложны не только для истории, но и для любой науки.

В 30-ых годах 19 века на престол Англии взошла королева Виктория в свои неполные 18 лет. Растерявшись, Виктория вызвала к себе премьер-министра лорда Мельбурна, попросив книгу по истории страны, которой она правит, на что Мельбурн ответил, что она должна прочесть минимум две книжки, чтобы познать две стороны проблемы. Она действительно прочла две книги: роялистскую и протестантскую версию, желая понять обе стороны проблемы.

В науке нет абсолютной истины, она недостижима. Истина относительна, и каждый новый шаг в развитии науки – это лишь приближение к некоей абсолютности истины.

Нильс Бор сказал: «Не может быть предложена ни одна теория, которая настолько исчерпывающе объяснит изучаемый объект, что это исключит появление новых теорий».

Любая наука движется вперёд только засчёт появления новых знаний, точек зрения, идей, трактовок и так далее.

Появление новых концепций, точек зрения на историю говорит не о её стагнации, а о её развитии, движении вперёд.

Знание различных подходов и теорий – свидетельство того, что уровень исторического образования студента по сравнению со школьным вырастет.

Теории исторического процесса или теории изучения определяются предметом истории.

Теория -  логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк даёт факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов.

 

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой?

Различие состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в её логику.

Все существующие концепты и взгляды можно свести к двум группам: одни рассматривают историю, как однолинейный процесс, другие (большинство) – как многолинейный.

Основы первого направления заложили религиозные историки. С 5 по середину 18 века именно церковь и теологи работали в этом направлении. Однолинейность = движение к Богу. Все люди живут этим движением. Они развиваются, совершенствуются.

Теологи оставили другую проблему – начала и конца истории.

Начало истории, по их мнению, начинается с грехопадения, изгнания Адама и Евы. Эсхатология – учение о конце света – наука, отпочковавшаяся от теологии, хотя Церковь и наложила запрет на изучение конца света.

В эпоху Просвещения попытались разделить историю на три части: естественную, дикую и цивилизацию. Историки Церкви изучали историю, как некий хаос, через который идёт дорога к Богу, а историки Просвещения – с точки зрения человека, делающего скачок, воздвигали человека в ранг главного творца истории.

Наиболее яркую страницу в историю вписал марксизм. Маркс – человек, предложивший к гуманитарному знанию новый ключ, новый подход в анализе. В частности, наиболее ярким его вкладом является выделение такой категории, как общественно-экономическая формация, систематизирующая историю. Постоянным же возбудителем исторического прогресса является классовая борьба.

Но теория Маркса оказалась европоцентрична. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» утверждал, что элементы капитализма в России появлялись в середине 17 века, дабы доказать, что Россия достигла уровня, когда возможен переход к коммунизму.

Обилие проблем привело к началу вытеснения марксизма. Данилевский в середине 19 века предложил другой взгляд на историю России в своём труде «Европа и Россия». 

Именно он заложил фундамент теории многолинейности развития истории. Наиболее ярко это выразилось в теории локальных цивилизаций, на базе которой возникла цивилизационная концепция.

Сторонники многолинейности исходят из того, что мировая история – это совокупность историй отдельных цивилизаций.

«История - пространство, заполненное самобытными региональными культурными очагами, или локальными цивилизациями» - из этой идеи исходит цивилизационный подход.

Россия – цивилизационно неоднородный конгломерат народов, исторически сложившийся из народов, относящихся к различного типа цивилизациям и объединённых мощным централизованным государством.

 

Россия прирастала разными территориями, такими, например, как Сибирь и Дальний Восток, чьи народы можно отнести к типу цивилизационного развития, называющегося «непрогрессивное существование». Она прирастала Средней Азией – восточным анклавом цивилизации. Она прирастала западными территориями, склонными к европейскому пути развития. Центром этого являлся русский народ. Такова геополитическая особенность России.

Судьба России на наиболее крутых поворотах её существования должна была определяться выбором народа.

Как начинался этот выбор? – тема следующей лекции.

Социальные реформы Петра I

Дворяне – завершение процесса оформления дворянского сословия, введение обязательной службы с заменой принципа происхождения принципом выслуги и заслуги, новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основе Табели о рангах 1722 г., учреждение майората, окончательное слияние вотчины и поместья.

Горожане – городская реформа 1699-1720 гг. вела к созданию единообразной структуры городского населения, пыталась внедрить европейские социальные и управленческие институты (гильдии, цеха, ратуши, магистраты).

1705 год – рекрутская повинность.

1721 год – Указ о посессионных крестьянах, которые покупались владельцами мануфактур для работы на них.

В 1703 году принят Указ о приписных крестьянах, которые предписывались к мануфактурам для отработки государственной подати.

Три рынка, которые пытался создать Пётр, создать так и не удалось.

Появляются группы приписных и посессионных крестьян. Возникает посессионное право. Промышленность приобретает характер крепостнической с самого начала.

Пётр решает укрепить дворянское сословие, решая вопрос о собственности. В 1714 году для этого он издаёт указ о майорате. По этому указу все дворянские сыновья должны идти на обязательную государственную службу, боярства это также касалось. Служба начиналась в 15 лет. Вторым указом Петра на эту тему в 1714 году был указ «об учебной дворянской повинности», согласно которому пока дворянский недоросль не освоит азбуку, письмо и арифметику, ему запрещено жениться.

С 15-16-летними недорослями ездил 54-летний Пётр Андреевич Толстой, который за полтора года выучил четыре иностранных языка.

Табель о Рангах должен был решить две проблемы: сформировать карьерный интерес и открыть дорогу худородному дворянству и недворянству.

Введение подушной подати фактически уравнивало положение различных групп крестьянства, введение паспортной системы в 1724 г.аа

 

Отечественная история

Факторы самобытности российской истории

Пётр 1 в 1707 году узнал указ, согласно которому министры

консилии должны говорить своими словами, а не читать

по написанному «дабы дурь каждого явной стала».

 

Генезис древнерусского государства: основные черты и особенности.

Если поразмышлять над российской истории, мы увидим, что в ней очень многое повторяется, многое имеет исторические корни, является отголоском чего-то, что уже случилось в прошлом нашей страны и нашего общества. С другой стороны, вот такая повторяемость и преемственность заставляют поставить вопрос: а не является ли эта повторяемость отражением внутренних тенденций и закономерностей?

История России не укладывается в рамки существующих концепций и теорий.

Факторы самобытности российской истории:

  1. Природно-климатический
  2. Геополитический
  3. Выбор основы для духовного единства народа – выбор веры

Первый фактор – природно-климатический.

Влияние на русскую историю этого фактора отмечали все отечественные историки. Климат России континентальный, подразумевающий короткое жаркое лето и суровая долгая зима. 130 дней в году русский пахарь мог заниматься своим прямым делом, 230 с лишним дней – непонятно, что делать. Тогда крестьянин начинал заниматься ремеслом, что серьёзно замедлило разделение труда. Как писал Ключевский: «Крестьянин-великорус приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил и привыкал работать скоро, лихорадочно и споро».

На чём работает крестьянин? Суглинок, песок. Лишь 10% всей земли составлял чернозём. Он зависел от места расположения общины, от хорошей погоды, то есть от самого крестьянина почти ничего не зависело. Соответственно, изначально отсутствует корреляция между вложенным трудом и полученным результатом.

Такие тяжёлые условия жизни не только делали русского крестьянина в каком-то смысле безразличным к своему труду, они потребовали от славян такой формы социальной самоорганизации, которая позволяла бы продержаться в такой ситуации достаточно долго. Такой формой организации становится община, которая просуществует в России почти 14 столетий.

Община многофункциональна, основана на принципах общинной примитивной формы прямой демократии, на принципе коллективизма, гарантирующая социальную защищённость и социальное равенство своим членам. Подсечно-огневое земледелие ввело в менталитет влечение к перемене места, лёгкость в смене окружения. Любое жильё как бы является временным жильём.

Как некоторый противовес этому желанию в русском менталитете формируется удивительная и парадоксальная тяга к традициям, к постоянству. Это своеобразная защитная реакция человеческого сознания. С точки зрения хозяйственной, российская экономика была обречена на экстенсивный характер развития. Поиск новых месторождений в наши дни является проявлением того самого характера развития, заложенного давным-давно.

Расширение государства требует выстраивания жёсткой вертикали власти, жёсткого ориентирования на центр. Когда эта вертикаль начинала размываться, исчезать, происходили социальные катастрофы.

Когда вертикаль власти Советского Союза стала развиваться, рухнул и сам Союз.

Россия была в каком-то смысле обречена на то, что она постоянно будет прирастать новыми территориями: путём завоевания, договорённостей, присоединения и так далее.

В конце 19 века С.Ю. Витте, министр экономики и, по сути, транспорта, попытался решить проблему транспорта между Сибирью и европейской частью России, построив Байкало-Амурскую магистраль. Тем не менее, даже при советской власти построить её не удалось.

Государство имеет максимальные условия для развития, если имеет выход к морям на 4 стороны света.

Второй фактор – геополитический.

Во-первых, это обширная и слабо населённая территория.

Во-вторых, это отсутствие внутренних естественных границ в виде хребтов, гор, труднопреодолимых препятствий и преград.

В-третьих, это достаточно краткая береговая линия, лишавшая Русь доступа к путям морской торговли.

В-четвёртых, это существование своеобразной густой речной сети.

В-пятых, Великая Русская равнина, как историческое поле деятельности русского народа, находилось в зоне притяжения двух цивилизационных миров: западного и восточного.

Когда русские пришли на ВРР, финно-угорские племена были мирно ассимилированы.

«Всемирная отзывчивость русского» имеет место быть, так как для русского нехарактерно проявление национализма, он по исторической своей природе толерантен. С другой стороны, слабая расселённость привела к тому, что, когда государство стало осуществлять давление на общество, общество ударилось в бегство. В 17-18-ых существовала даже социальная группа «беглые люди». Ключевский говорил: «Это вопль отчаяния государства» о крепостном праве.

В России изначально не было и не сложилось по сей день такого явления, как налоговая культура. Только при Елизавете Петровне крепостное право стало принимать уродливые формы рабства.

Наполеон тоже почти попал в русскую армию.

Вторая проблема – отсутствие внутренних естественных границ. Русь-Россия оказывалась территориально открыта для любого нашествия или вторжения. Большая протяжённость границ обязывала государство держать огромную армию для их охраны.

Первым сословием было служивое сословие.

Водные пути составляли основу русской торговли. Все основные водные артерии текли с севера на юг, что определяло торговых и внешнеполитических соседей Руси, а впоследствии и России.

Все эти факторы повлияли на развитие Руси-России, на эволюцию политических и экономических традиций, предопределили социальное развитие российского общества, и, наконец, повлияли на менталитет русского народа.

Уникальная географическая ситуация не позволяла изолироваться от внешней среды, срединное положение между Западом и Востоком предопределяла и предопределяет влияние на Россию иных культур, цивилизаций. Это стало основой для взаимодействия и борьбы западного и восточного начал в российской истории и современной России.

Генезис древнерусского государства

Создание национальной государственности – один из важнейших этапов жизни и формирования любого народа.

Что представляла из себя среда обитания древнерусского сообщества, когда перед ним встали некоторые задачи:

  1. Объединиться, чтобы выжить
  2. Попытаться найти своё место в мире, определить его
  3. Определить главного врага

Восточная Европа оказалась сферой интереса шведского потока в конце 8 века. Норманны находились примерно на том же уровне развития, что и русский суперэтнос.

На юге – Византийская империя, на юго-востоке – Хазарский каганат. Треть славянских племён признала верховенство каганата и выплачивала ему дань. Но существовало на территории Древней Руси несколько союзов – Славия со столицей в городе Слави, Куява (Киев) и Артания (???).

Имущественное и социальное расслоение, наличие на территории будущего государства пути «Из варяг в греки» - всё это было предпосылками к созданию Киевской Руси.

Основные тенденции развития средневековой Руси

Начинала закладываться новая политическая культура. Принятие христианства изменило и морально-нравственное отношение внутри русского общества.

Каковы были взаимоотношения между прежней идеологической системой (язычеством) и христианством?

Существуют две точки зрения: одни историки доказывают, что в русском обществе формировалось двоеверие с одновременным существованием христианской и языческой среды; другие склоняются к тому, что имел место некий синтез вер, синтез язычества и христианства.

Православие действительно впитало в себя многие если не идеи, то хотя бы традиции, устоявшиеся предпочтения русских к языческой жизни. Русские храмы начинали строиться и строились на тех местах, где были языческие капища, где совершались обряды, приносились жертвы. Русское православие заимствовало из язычества многосвятие. Существовали местные чины. Многие православные обряды и праздники достаточно легко легли на русскую праздничную традицию.

День Ивана Купалы раньше назывался днём усекновения головы Ивана Предтечи.

Католическая церковь возобновляет себя.

Соборство церкви – единство всех верующих в лоне церкви.

Помимо общинных коллективистских традиций, РПЦ воспитывала веру в незыблемость воли и слова коллектива, осознание того, что каждый контролируется большинством, подчиняется его воли.

Средневековая история России делится на три периода:

  1. Эпоха Древней Руси (9-13 вв.)
  2. Период раздробленности и последующего собирания русских земель (13-15 вв.)
  • Глубокий социально-экономический демографический кризис в связи с внешней экспансией в отношении русских княжеств
  • Развитие феодальных отношений. Преодоление кризиса, появление новых политических центров (14 в.)
  • Ускорение процессов централизации, рост производительных сил, городов, внутренняя колонизация
  1. Эпоха Московского царства (16-17 вв.)
    • В основных чертах сформировался феномен России
    • Самодержавие и становление абсолютистского государства
    • Расцвет феодальных отношений и зарождение элементов капиталистических отношений
    • Кризис религиозного сознания, обмирщение культуры

Киевское феодальное государство существовало до 12 века. Политическая раздробленности достигла своего рассвета к 13 веку.

До 14 века Великое княжество Литовское называлось Великое княжество Литовское и Русское.

Герцен: «Москва спасла Россию, объединив её, но задушив в ней всё то последнее, что было свободным».

Существует вотчинная система хозяйства, в которой использовался рабский труд и фонд свободной земли.

С точки зрения классического феодализма, в России его нету.

Оплата труда происходила землёй. Преобладает натуральное хозяйство.

Первую земельную экспроприацию стал проводить Иван III.

К концу 17 века начинается зарождение капиталистических взаимоотношений в России.

Наличествуют элементы товарно-денежных систем.

В этот период пути развития России и Европы резко разошлись.

Какие же черты приобретает в этой ситуации централизованное государство в России?

  • Русь не имела достаточных оснований для того, чтобы объединение в единое государство носило объективный характер (не было экономических оснований; не было городов, играющих роль стягивающих центров; в русском обществе за два с половиной века общения с ордынским государством складывалось определённое представление о том, что государство, которое возникало на Руси как централизованное государство, это тот институт, с которыми нельзя вступать в отношения, а которому нужно только подчиняться; иными словами, была подготовлена социально-психологическая атмосфера в русском обществе)
  • Если в Европе сословная система складывалась сама, то в России она стала плодом целенаправленной деятельности государства. Для этого власть формирует особые сословия, которые полностью зависят от неё, в первую очередь – через землю.
  • Подданство в холопской форме
  • Москва спасёт мир

Реформы Петра I

Петру удалось на долгие века расколоть российское общество на две части.

Проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху. Реформы Петра I как начало модернизационного процесса. Проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху.

Бытовало мнение, что Пётр – Антихрист. Конец света пророчили сначала в 1666 году, но его не случилось, поэтому решили, что ошиблись в подсчётах, а надо считать от распятия Христа, а значит – в 1699 году, когда Пётр вернулся в Москву из Великого Посольства и тут же отрубил головы нескольким участникам стрелецкого восстания.

Ломоносов писал похвальное слово Петру I, а вот Карамзин признавал заслуги Петра, но говорил, что «Пётр свернул Россию с её естественного пути развития, желая превратить её во вторую Голландию». По вопросу Петра много дискутировали западники и славянофилы. Тем не менее, все признавали, что до Петра Россия серьёзно отставала от Европы.

В 1672 году Пётр родился, в 1682 – объявлен царём. Реформы же Петра начинаются, фактически, сразу после его восшествия на престол. Всё то, что замыслил Пётр, всё то, что он начал делать, были настолько масштабны, что можно сказать о его деятельности как о первом российским опыте модернизации.

Модернизация – это коренное обновление в политической, социально-экономической, религиозной, духовной сфере, которое, как правило, инициируется властями.

Модернизации известны двух типов: модернизация органическая и неорганическая. Органическая подготовлена всем предшествующим ходом развития, носит естественный характер; неорганическая же означает возникновение некого стечения обстоятельств, которое принуждает общество к модернизации, то есть модернизация возникает как ответ на вызов со стороны более развитых государств.

Историки выделяют пять попыток модернизационного обновления России:

  1. Петровская. Она имела настолько большой потенциал, что, фактически, её действие продолжалось до середины 19 века.
  2. Александровская (II), 60-70-ые годы 19 века.
  3. Столыпинская или модернизация Витте-Столыпина.
  4. Сталинская: индустриализация, коллективизация и культурная революция.
  5. Ельцинская.

С точки зрения содержания, мы всегда оглядываемся на Европу. В русской истории термин «модернизация» синонимичен термину «европеизация». К чему же пыталась приблизиться Россия, что укоренить?

В социальной жизни: индивидуализм, чёткая специализация людей и общественных и государственных институтов, определение статуса человека его успешностью, деловыми качествами, трудолюбием.

В экономической жизни: распространение частной собственности, рыночных отношений, переход производства к фабрично-заводскому и индустриальному, создание самоподдерживающейся рыночной экономики.

В политической сфере: переход к светскому государству, введение разделения властей, включение населения в политический процесс (выборы, партии).

В культурной и духовной областях: рационализация сознания, секуляризация образования, грамотность, свобода мысли и творчества, религиозная толерантность и свобода совести.

Ключевский об Алексее Михайловиче Тишайшем говорил, что тот прочно стоял одной ногой на русской почве, а вторую занёс на почву иноземную, но так и остался стоять в этом переходном состоянии.

Петру пришлось разгребать огромный завал русских проблем. Сам же он по натуре был человеком ищущим, жадным до информации, до новых впечатлений, могущих заставить его думать. Учителя Петра: Лефорт, Яков Брюс и Патрик Гордон.

До 17 века Россия на всех картах называлась «Татария».

Из 36 лет правления Пётр воевал 28 лет.

Условия войн постоянно диктовали корректировку реформ, их объёмы и так далее. Природно-климатические и географические факторы тоже вносили свою лепту. Огромный военный потенциал страны направляется вовне, чтобы не разваливать Россию. Территория государства растёт как на дрожжах. Необходимость содержать огромную армию и флот для охраны границ и защиты интересов не оставляла сил на улучшение, интенсификацию всех остальных сторон жизни, подпитывать государство тем, что можно взять, ничего не вкладывая.

Петром было собственноручно составлено более 3 тысяч различных указов, регламентов, манифестов и так далее. Дело в том, что он хотел решить одну простую задачу: этими регламентами, указами, манифестами урегулировать, настроить, отладить всё Российское государство и общество, заставить его работать, как некий слаженный механизм, направить его на решение реформационных задач.

Пётр хотел создать регулярное государство. Петербург он назвал регулярным городом.

В основу всех реформ и преобразований Пётр положил две важнейших идеи – доктрину государственного интереса и доктрина меркантилизма. Первое означало то, что государство может стать процветающим путём развития промышленности, активной внешней политики и соблюдения внутренней и внешней безопасности. Экономическая основа теории означает теорию торгового баланса с обязательным преобладанием суммы экспорта над суммой импорта, то есть активная внешняя торговля и выход к морям являлись важными условиями модернизации страны. Второе являлось мощным механизмом пополнения страны.

Ни одна реформа не пойдёт, если не будет создан механизм её осуществления. Для этого Пётр мгновенно рушит старый аппарат. С 1704 года исчезают все упоминания о боярской думе. Вторым шагом становится проведение административно-территориальной реформы с 1708 по 1712 год. Территория была разделена на губернии и провинции. Сенат (1711 год) был исполнительным органом, обладающим рядом законодательных функций. Создаётся прокуратура – «Око государево». Также формируется главный магистрат и магистраты в городах, цеха и гильдии в ремесленной среде напрочь не прижились. Цеха и гильдии должны были платить налог, на что ремесленники идти не хотели. Ликвидируется патриаршество. Во главе церкви становится Синод, возглавляемый обер-прокурором. Прокурором же является император, таким образом Церковь подчиняется государственной власти.

В 1705 году была введена пожизненная рекрутская повинность. Создан ряд академий и школ: морские, артиллерийские, математические и другие образовательные учреждения для подготовки офицерских кадров. За полтора десятка лет создаётся мощнейший флот на Балтике и второй в Европе.

По результатам окончания Северной войны в 1721 году Сенат сделал Петра императором.

Но главным итогом петровской деятельности было выстраивание жёсткой вертикали власти и коллегиальная система управления: из более чем 80 приказов сформировались 11 коллегий. Пётр также создал и самовоссоздающуюся бюрократию.

В экономической области Пётр осваивает новые территории, распространяет в сельском хозяйстве новые культуры, развивает коневодство и далее по тексту слайда.

Три признака формирования элементов капиталистической экономики в России:

  • Формирование рынка собственности
  • Рынок свободной рабочей силы
  • Рынок капитала

Введение посессионного права, в рамках которого крестьяне отрабатывают свободное время на мануфактурах, разрешена покупка крепостных на работе на оных.

Группы гулящих и бедных людей оказываются после реформ приписанными к земле, становятся крепостными.

Распространение паспортной системы, прикрепляющая свободных крестьян к общине, социальная активность сводится к нулю.

Пётр замучил население введёнными налогами и государственными монополиями на всё подряд.

Тем не менее, всеми этими действиями Пётр пополнил казну.

Категория: История | Добавил: kkent (25.09.2015)
Просмотров: 2454 | Теги: история, отечественная, Лекция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
мы в соц.сетях
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако

Шпаргалка © 2024
uCoz