Вводная лекция
- Предмет и задачи источниковедения
- Классификация источников
- Основные этапы источниковедческого исследования
- Предмет и задачи источниковедения
Термин «история» древнегреческого происхождения, рассматривается как процесс движения во времени. Наука о развитии человеческого общества и его жизнеописание.
Цицерон говорил о истории как о «великой наставницы жизни».
История является самой политизированной и идеализированной наукой.
Источниковедение - специальная отрасль научных исторических знаний, наука о исторических источниках, теория и практика их использования. Источниковедение истории России изучает происхождение, структуру и содержание источников, в которых отражен более 1000-летний этап развития русского общества.
Задача источниковедения: при изучении истории установить круг, место и значение различных видов источников, определить приемы и методы их источниковедческого анализа, чтобы глубже и полнее изучить и выявить какого-либо рода исторические сведения, которые можно подчерпнуть по изучаемому вопросу из той или иной группы источников.
Вспомогательные исторические дисциплины занимаются изучением отдельных групп источников или признаков. Источниковедение же разбирает наиболее общие приемы критики и методы работы исследователей.
II. Классификация источников
- исторические остатки - памятники, сохранившиеся от предшествующих событий;
- исторические традиции - памятники, в которых зафиксировало субъективное преломление событий через призму современников;
Оба понятия субъективны. Эти источники могут быть многократно субъективизированны.
Типы источников:
- вещественные (техническая документация);
- этнографические (быт и культура народов);
- устные (фольклор);
- лингвистические (язык, письменность);
- кино, фото, фотодокументы, видеофайлы;
- письменные
Принципы источниковедения:
- последовательное описание отдельной стадии возникновения источника, целостный и углубленный подход к источнику.
III. Основные этапы источниковедческого исследования
- исторические условия возникновения источника;
- проблема авторства источника;
- вопросы создания источника;
- изучение текста и прочтение;
- применение источника в научном исследовании
|