Выработка заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через все учебные заведения, являющаяся актуальным и сегодня.
Как известно, неодинаков бывает уровень знаний и умений студентов, которых обучает один и тот же преподаватель. Я говорю о психически нормальныхстудентах. Однако они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения преподавателя, одну и ту же темупо–разному, что приводит к неодинаковым успехам(результатам). Наблюдения преподавателей и психологов показывают, что итог учебной деятельности по большому счету зависят от того, что мотивирует эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у студентов, вызвать заинтересованность в знаниях, во многом зависит успешность обучения.Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать самому, выявить ее действительный уровень и возможные перспективы, у каждого студента и группы в целом.
Мотивация – важнейшая часть структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной элемент ее сформированности. Он состоит в том, что студент получает “удовольствие от самой деятельности, важности для личности непосредственного ее результата”.
Существует пять уровней учебной мотивации:
- Первый уровень – высокий уровень учебной мотивациии активности. У таких студентов есть познавательный мотив, стремление более успешно выполнять все предъявляемые требования. Студентыцеленаправленно следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
- Второй уровень – хорошая учебная мотивация. Студенты успешно справляются с учебной деятельностью. Данный уровень мотивации является средней нормой.
- Третий уровень – положительное отношение к колледжу, но колледж привлекает таких студентов внеурочной деятельностью. Такие студенты достаточно комфортно чувствуют себя в колледже, чтобы общаться с друзьями, с преподавателями. Им нравится ощущать себя студентами. Мотивация у таких студентов сформирована в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
- Четвертыйуровень – низкая учебная мотивация. Эти студенты приходят в колледж с неохотой, предпочитают пропускать пары. На парах часто отвлекаются на мобильные телефоны. Тем самим испытывают серьезные проблемы в учебной деятельности.
- Пятыйуровень – отрицательное отношение к колледжу, то есть отсутствует желание адаптироваться. Такие студенты испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одногруппниками ,во взаимоотношениях с преподавателем,отказывает выполнять задания, следовать нормам и требованиям колледжа, у таких студентовотмечаются психические нарушения.
Наш колледж отличается индивидуальным подходом к каждому студенту. Мы всегда стараемся определить образовательные потребности студента, исходя из его уровня знаний, особенностей его характера, типа личности и психологии. Для определения этих особенностей у студентов на дисциплине инфокоммуникационные системы и сети могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания, анкетирование.
Анкетирование используется мною для того, чтобы определить, в группу какого уровня познаваемости знаний следует отнести того или иного студента.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения мной осуществляется с учетом:
– обязательных результатов обучения;
– межпредметных связей;
– практической направленности.
Далее рассмотрим виды дифференцированных заданий, используемых при групповой и индивидуальной формах работы со студентами
К индивидуальной форме работы относятся задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения, разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче ,уровневые взаимосвязанные задачи ,индивидуальная самостоятельная работа ,задачи, допускающие несколько способов решения.
К групповой форме работы относятся задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения, взаимодополняющие задачи с различными условиями, уровневые взаимодополняющие задания, творческие задания,
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний студентами.
Дифференцированный подход к студентам осуществляю на всех этапах урока. Например, во время опроса: при письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сам). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
Во время устной проверки знаний: первыми вызываю студентов групп Б и В, сильные же студенты исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания студентам группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или студентам 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов студентов.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями.
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные студенты, студентам групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Студентам группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Студентов же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одногруппникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто студенты группы Б помогают преподавателю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А студентам группы В - найти толкование новых слов.
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для студентов группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для студентов групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми студентами повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным студентам сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из студентов групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный студент своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый студент, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для студентов, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ.
Таким образом, можно сказать, что в условиях уровневой дифференциации процесс обучения моего предмета становится наиболее продуктивным и результативным. Это мы видим по результатам срезовых тестов которые проводятся в нашем колледже ежемесячно. В итоге проведения срезовых тестов в конце учебного года уровень знаний студентов заметно повысился. Если в прошлом году студенты в среднем набирали 1,5 балла по срезовым тестам то в этом году набирают 2,0 балла, что является хорошим показателем повышения уровня знаний студентов нашего колледжа для оценки уроков по техническим дисциплинам.
Преподаватель должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания студентов, не оставив следа в нем. |