В 90-е годы роль Москвы как центра высшего образования оказалась искусственно заниженной, хотя еще с XVII в. она является выдающимся центром образования в России. В советский период высшее бесплатное образование стало реальным для всех желающих получить его. Лучшие педагогические и научные кадры, материально-техническое оснащение московских вузов обеспечивают именно здесь самый высокий по стране уровень профессионального образования. Сокращалось с 1980 г. число аспирантов. В 1977-1994 гг. уменьшался контингент студентов, а в 1965—1994 гг. сокращалось их число в расчете на 10 тыс. чел. населения. Повторим, что в Москве учатся 17% студентов России, это в 1,5—2 раза меньше, чем в сравнимых с ней крупнейших зарубежных городах. На 1000 москвичей приходится меньше студентов, чем во многих зарубежных городах (Нью-Йорк, Вена, Стокгольм, Мадрид, Рим, Париж, Монреаль и др.). До 1995 г. чрезвычайно быстро сокращалась численность студентов вечерних отделений и быстро — на заочных отделениях, на дневных же этот процесс шел медленнее. В Москве, с ее огромными возможностями для получения образования, численность студентов, в том числе по целевому набору для регионов, должна расти по дневной, вечерней, заочной формам обучения. Сужение практики бесплатного обучения является серьезным шагом назад. В 1996/97 уч. г. 22% московских студентов оплачивали свою учебу в том числе 53% — по специальностям экономики и юриспруденции в 1999/2000 уч.г. — не менее 27%. Сужение возможностей получения бесплатного высшего образования означает ограничение использования творческих способностей россиян, снижение профессионализма.
При реструктуризации хозяйственного комплекса нужно объективно, с научных позиций определять развитие промышленности. Правительство Москвы предпринимает меры для оживления промышленного производства, оказывая протекционистскую помощь пищевой, легкой, электротехнической, автомобильной отраслям промышленности. Целесообразно выводить из Москвы предприятия текстильной, химической промышленности и металлургии и развивать такие отрасли, как пищевая, швейная, полиграфическая промышленность, точное машиностроение и металлообработка. При этом необходимо проводить разумную конверсию ВПК (только за 1995—1998 гг. производство промышленной продукции на предприятиях ВПК сократилось более чем на четверть, а численность работающих на них — почти вдвое).
Реструктуризация в строительном комплексе должна проводиться с учетом необходимости первоочередных задач ремонта и реконструкции строений, новым строительством и реконструктивными работами. Пока объемы ремонтных работ, например, в жилищном секторе составляют 35% (1996—1997 гг.) необходимых объемов. Нужно значительно увеличить объемы строительно-ремонтных работ в инженерно-транспортном секторе, целесообразно финансировать часть этих работ из федерального бюджета (до 30% пассажиров в метро — приезжие, до 30—35% автомобилей на улицах города — не московские и т.д.).
Изменения в столичном хозяйственном комплексе меняют жизнь москвичей. Сейчас на Москву приходится около одной четверти денежных доходов населения страны (1990 г. — 10%). Денежные доходы москвичей в расчете на душу населения превышают среднероссийский уровень почти в 4 раза. Но величина прожиточного минимума в столице на 40% выше, чем в среднем по России. Сейчас Москва — один из самых дорогих городов мира.
Динамизм проводимых в столице реформ, их очевидная практическая результативность, изначальная направленность на максимально возможное снижение социальных издержек вызвали к жизни действенную систему социальной защиты населения со стороны правительства Москвы. Резко обострившиеся имущественные контрасты, социальное расслоение общества заставили с исключительным вниманием подойти к обоснованию и реализации социальной политики в нашей столице.
Теперь пятая часть москвичей, доходы достигают максимальной величины владеет более чем 66% всей валовой суммы доходов (1999 г.). Не менее 30% москвичей имеют доходы ниже прожиточного минимума. В этой ситуации треть москвичей обеспечена со стороны правительства Москвы различными формами ощутимой социальной поддержки. На реализацию мер по социальной защите населения направляется около 43% всех бюджетных расходов города (1999 г.). В первую очередь социальную защиту и помощь получают пожилые москвичи, инвалиды, семьи с детьми и другие категории самых малообеспеченных граждан.
В Москве получают доплаты к пенсии 1,7 млн чел., более 2 млн ветеранов и инвалидов пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, радиоточки, телеантенны, свыше 1 млн чел. — по оплате телефона, 1,5 млн чел. — по бесплатному и льготному лекарственному обеспечению; около 2,6 млн пенсионеров предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте. Значительные льготы существуют и в сфере административно-финансового сектора, например все юридические действия по замене свидетельства о собственности, получении документов бти, согласовании перепланировок в домах малообестпеченными слоями населения производятся бесплатно. Осуществляется торгово-бытовое обслуживание ветеранов в магазинах по сниженным ценам. Нуждающимся инвалидам выдают кресла-коляски, оказывают протезно-ортопедическую помощь, обеспечивают бесплатными автомобилями «Москвич-Святогор», предоставляяют возможность пройти санитарно-курортное лечение.
Независимо от доходов родителей выдаются ежемесячные пособия на детей — 1,2 млн мальчиков и девочек. В школах бесплатным питанием и дотациями обеспечены 1,1 млн учащихся. Работникам образования дополнительно к федеральному уровню выплачивается 75 процентная надбавка к ставке, а отдельным работникам школьных учреждений — 120%. В большой мере за счет дотаций городского бюджета функционирует городской пассажирский транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. В Москве законодательно установлено, что расходы на оплату жилья не могут превышать 12.5% (по России в целом — 18%) от совокупного дохода семьи, малоимущими выдаются жилищные субсидии. |