Как разнообразить урок? Как сделать так, чтобы максимальное количество Ваших учеников заинтересовалось в предлагаемом Вам материале. На уроках физики и литературы, математики и биологии Вы преподносите урок на блюдечке, разъясняете понятно, наводите яркие и запоминающие примеры, но не все Вас слушают. Вы начинаете задумываться, а нужен ли мой урок, мой предмет детям, почему они не слушают, почему с трудом исполняют легкие задание или не справляются с ними вообще?
Еще в студенческие годы на лекциях по психологии нам объясняли, что внимание человека сосредоточено первые пятнадцать (15) минут самой лекции, далее постепенно оно рассеивается на все что угодно, но только не на предмете. Так вот, преподаватели излагали материал минут десять-пятнадцать (10-15), а сразу после этого начинались практические упражнение.
Также предлагаю поступать и с Вашими учениками. В первые минуты урока расскажите о сути проблемы, далее закрепите материал яркими примерами, задачами, обсудите проблему с детьми. Дайте задание на небольшие научные работы для двух-трех учеников за урок с последующем обсуждением класса данной работы. Можно раздать каждому ученику индивидуальное задание на четверть/семестр. А если пойти дальше– проведите урок в стиле пресс-конференции, выездного заседание Высшего ученого совета. Это будет маленький спектакль для детей, зато каждый ребенок будет четко знать свою роль. Однажды урок зарубежной литературы был проведен в стиле срочного заседания министерства по чрезвычайным ситуациям. Здесь обсуждалась проблема захвата марсианами нашей планеты (урок по книге Г. Уеллса «Война миров»). Помню один из учеников, отвечая на вопрос коллеги, поднялся, пристально посмотрел в окно и сказал: «Смотрю я в окно, а там…». И все дружно стали разыскивать за окнами что-то. Разыграл, и как. Однажды был проведен урок в стиле судейского заседания с верховным судьей, присяжными, адвокатами, прокурорами, и, конечно же, подсудимым, где каждый ученик должен был высказаться о сути проблемы. Уроки также можно проводить в стиле известных игр и соревнований. Например, на уроке физики дети соревновались в игре «Последний герой». Они демонстрировали, как при помощи предметов, которые есть под рукой можно добыть огонь, с морской соленой воды добыть пресную, при этом, одновременно объясняя, какие законы физики они используют, а самое главное – как. С детьми начальных классов проводите как можно больше внеклассных мероприятий и уроков-игр. Проводите уроки по правилам дорожного движения для детей, основам безопасности, культуры поведения в форме игр и театральных постановок.
Таким образом, внимание Ваших учеников в Вашем умении и желании их заинтересовать. Поверьте, все, что знаете Вы, должны знать Ваши ученики или даже превзойти Вас. |