Суббота, 28.12.2024, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Шпаргалка

Шпоры для школьников и студентов

Ответы на экзамен, зачет, коллоквиум, ЕГЭ, ГИА и многое другое

Образование и наука

ответы, шпоры, астрономия, биология, география, информатика, история, культурология, литература, математика, материаловедение, машиностроение, медицина
обществознание и политология, педагогика, психология, социология, химия, физика, филология, философия, экология, экономика, электротехника, энергетика, юриспруденция

Статьи

Главная » Статьи » Разное

Состояние высшего профессионального образования в России

Состояние высшего профессионального образования в России

На территории Российской Федерации в настоящее время насчитывается 555 государственных высших учебных заведений федерального подчинения и 368 их филиалов. В ведении Минобразования России находятся 326 вузов (53%) и 273 филиала. В общем числе государственных вузов 254 университета, 176 академий и 148 вузов со статусом института.

Государственные вузы расположены по ее территории неравномерно. Треть всех высших учебных заведений (199 вузов) находится в Центральном и Северо-Западном экономических районах, концентрируясь в Москве (91 вуз) и Санкт-Петербурге (42 вуза). В Северокавказском, Уральском, Западно-Сибирском и Поволжском регионах — от 53 до 61 вуза соответственно. Наименьшее количество вузов находится на территории Северного района (15 вузов), Волго-Вятского района (25 вузов) и Центрально-Черноземного района (24 вуза).

Помимо этого в стране работает около 500 негосударственных вузов и более 150 их филиалов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования, в числе которых 30 вузов имеют государственную аккредитацию.

Среди 600 аккредитованных вузов 268 университетов, 188 академий и 123 института.

Количество студентов, обучающихся в государственных вузах, превышает 3 млн. человек, в том числе более 1,9 млн. человек по очной форме обучения.

Более 160 тыс. студентов обучается в негосударственных вузах. Сегодня на 10 тыс. населения приходится 220 студентов высших учебных заведений. Это удовлетворительный показатель даже на фоне индустриально развитых стран.

В 1997 году на I курс на очную форму обучения государственных вузов зачислено 748,3 тыс. человек, в том числе за счет бюджета 565,3 тыс. человек и на условиях полного возмещения затрат на обучение 183 тыс. человек.

В 1997 году сохранилась тенденция роста численности желающих поступить в высшие учебные заведения. Число подавших заявления на поступление в вуз в счет контрольных цифр в 1997 году составило 833,2 тыс. человек против 777,5 тыс. человек в 1996 году. Средний конкурс среди подавших заявления в 1997 году составил 228 человек на 100 мест (в 1996 году — 216). Наиболее высокий конкурс среди поступающих сохраняется в вузах культуры и искусства, экономики и права (в среднем 300 человек на 100 мест), университетах (260 человек на 100 мест).

Сеть высших учебных заведений на территории Российской Федерации расширилась в основном за счет роста числа негосударственных вузов. В 1997 году были организованы: межгосударственный вуз (Северный международный университет), 2 государственных вуза субъекта Российской Федерации и 3 муниципальных вуза, 5 государственных вузов были реорганизованы путем присоединения их к другим вузам. В 1997 году создано 82 филиала государственных вузов (в 1996 г. — 44 филиала). Наибольшее количество филиалов создали Всероссийский заочный финансово-экономический институто (в 10 городах), Тюменский государственный университето (в 9 городах), Тюменский государственный нефтегазовый университето (в 8 городах). Более половины всех открытых филиалов подведомственных Министерству вузов находится на территории Сибири и Дальнего Востока.

В целях расширения возможностей граждан в получении желаемого уровня образования, усиления гуманитаризации и фундаментализации высшего профессионального образования, приведения видов высших учебных заведений в соответствие с их образовательными и научными задачами, более успешной интеграции в мировую образовательную систему продолжалась работа по аккредитации высших учебных заведений.

В последние годы стала все более заметно проявляться тенденция к усилению интеграционных процессов в системе образования, проявляющая во взаимосвязи образовательных учреждений различных профилей и уровней. В настоящее время в структуре 39 вузов имеются структурные подразделения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

В структуре обучения студентов в вузах России по различным направлениям подготовки отмечается устойчивая тенденция уменьшения численности контингента студентов в вузах промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, возрастает численность студентов в вузах экономической и юридической направленности.

Структура подготовки специалистов по данным 1997 г. содержит 92 направления высшего профессионального образования, распределенных по пяти образовательным областям, и 443 специальности, представленные в виде 33 групп. За последние три года открыто 15 новых специальностей, из них 10 инженерных за счет слияния ряда специальностей, как правило, узкого профиля. В настоящее время Министерство заканчивает разработку основных принципов обновления Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования.

В 1997 году завершена разработка и утверждение Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Проведен анализ практического применения государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и разработаны принципы их обновления. Министерством разработан макет обновленных Государственных требований к содержанию основной образовательной программы подготовки бакалавров и методические рекомендации по его использованию, который предусматривает значительное расширение свободы вузов в вопросах формирования содержания обучения.

Кроме того ведется подготовка офицеров запаса по 167 военно-учетным специальностям в 153 подведомственных вузах для всех видов родов войск Вооруженных сил Российской Федерации. На военных кафедрах ежегодно готовится до 40 тысяч офицеров запаса. Министерство при проведении реформы образования предлагает сосредоточить подготовку офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений, привлечь потенциал гражданских вузов для обучения офицерских кадров на военных факультетах по наукоемким направлениям, требующим углубленных знаний в важнейших областях науки, техники, экономики, права, медицины, использовать педагогический состав военных учебных заведений для проведения занятий на межвузовских военных кафедрах и на факультетах военного обучения, в военных институтах в составе ведущих университетов.

 

Подготовка педагогических кадров для программы специального образования

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 1893 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в которых насчитывается 305 тыс. детей школьного возраста. Более 330 тыс. детей дошкольного возраста с проблемами в развитии находятся в специальных детских дошкольных образовательных учреждениях и в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений общего назначения.

До конца 80-х годов система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы специального образования фактически не развивалась.

 

За последние пять лет в педагогических вузах открыты новые образовательные структуры (кафедры, факультеты), ведущие подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров для системы специального образования. В настоящее время в 27 педагогических вузах Российской Федерации для системы специального образования готовятся специалисты по 6 специальностям:

031500 Тифлопедагогика;

031600 Сурдопедагогика;

031700 Олигофренопедагогика;

031800 Логопедия;

031900 Специальная психология;

032000 Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная),

каждая из которых имеет, в свою очередь, ряд специализаций.

Ежегодный выпуск педагогов для системы специального образования составляет около 2,5 тыс. человек при потребности около 6 тыс. При этом следует иметь в виду, что в полной мере потребность в кадрах педагогов и психологов для работы с детьми с отклонениями в развитии не проявляется в связи с тем, что существующая нормативно-правовая база не предусматривает обязательности специального педагогического и специального психологического образования (по перечисленным выше специальностям) для тех, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в специализированных классах образовательных учреждений общего назначения. Подобная картина наблюдается и в системе дошкольного образования. Неоднократные попытки Министерства изменить ситуацию терпели неудачу вследствие отсутствия необходимых для этого финансовых средств.

Несмотря на то, что в последние годы открыто 12 факультетов по специальной педагогике, неравномерность из размещения и слабый кадровый потенциал преподавательского корпуса большинства факультетов не позволяют удовлетворять потребности регионов в кадрах для системы специального образования. Большинство факультетов создано в центре России, с ориентацией на научные силы РГПУ им. Герцена (г. С.-Петербург), МПГУ (г. Москва) и некоторых других. В то же время педагогические вузы Севера и Северо-Востока России не имеют своих факультетов и пользуются услугами других регионов. Крайне мало упомянутых образовательных структур в высшей педагогической школе Сибири и Дальнего Востока (лишь в 4 педвузах при неполном перечне предлагаемых специальностей). В Республике Калмыкия, Чеченской Республике, в Амурской области, Республике Карелия и некоторых других отсутствует возможность создания соответствующих подразделений в педагогических вузах из-за отсутствия необходимого кадрового корпуса.

Обоснованную тревогу вызывает научно-педагогический потенциал кадров высшей квалификации в области специальной педагогики и специальной психологии. Сегодня в педагогических вузах работает всего несколько десятков кандидатов наук по научным специальностям 13.00.03 — коррекционная педагогика и 19.00.10 — коррекционная психология. Число докторов наук по этим специальностям не превышает двух десятков человек. В основном они работают в педвузах Москвы и С.-Петербурга.

 

Одна из причин сложившегося положения — значительные трудности финансового характера при направлении в аспирантуру по специальностям 13.00.03 и 19.00.10 в связи с тем, что эти аспирантуры существуют лишь в нескольких вузах и количество бюджетных мест в них ограничено.

Особую тревогу вызывает состояние условий для обучения инвалидов в системе высшего профессионального образования. В стране всего 8 специализированных вузов, в которых могут получить высшее профессиональное образование лица с ограниченной трудоспособностью. В 1997 г. почти в 100 вузах были приняты на учебу 450 инвалидов детства.

Желающих и способных получить высшее профессиональное образование и тем самым обеспечить для себя условия самостоятельной и независимой жизни в несколько раз больше. Между тем все образовательные структуры, в которых обучаются сегодня инвалиды, функционируют в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, что не позволяет обеспечивать право на образование, так как лица с ограниченными возможностями нуждаются в особым образом организованной образовательной среде, включающей в себя архитектурные особенности здания (пандусы, лифты и проч.), специализированные технические средства обучения, специальное учебно-методическое оснащение и специально подготовленный педагогический персонал. Для реализации указанных выше необходимых требований сегодня нет соответствующих материальных средств.

Лицензирование, аккредитация и нострификация

Минобразование России, проводя линию на усиление автономии вузов, продолжает совершенствовать и развивать систему государственной регламентации деятельности высших учебных заведений. Основными элементами деятельности Министерства в этом направлении являются совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации вузов. С этим направлением тесно связаны вопросы взаимного признания документов об образовании России и зарубежных стран (нострификация).

Все важнейшие вопросы по государственной регламентации деятельности вузов Министерство решает в тесном контакте с профессиональными сообществами. Так, вопросы лицензирования новых вузов решаются с обязательным участием Советов ректоров вузов регионов, органами управления образованием и администрациями субъектов Российской Федерации. Лицензирование новых для них специальностей — с обязательным учетом мнения Учебно-методических объединений.

Анализ профилей открытых новых специальностей, лицензирующихся в государственных вузах свидетельствуют о продолжающихся изменениях в структуре подготовки специалистов с высшим образованием и связи этих изменений с потребностями общества и требованиями рыночной экономики. Наряду с более чем трехкратным общим ростом числа вновь вводимых специальностей (с 238 в 1994 до 817 в 1997 г.), наблюдается более чем 4-х кратный рост числа вводимых программ гуманитарной и социально-экономической направленности. Это, в основном, специальности экономического, юридического, управленческого и педагогического профиля. Они составляют более 50% всех специальностей высшего образования, введенных в 1997 г.

В относительном выражении опережающими темпами вводятся междисциплинарные естественно-технические и природоохранные специальности, связанные с развитием перспективных наукоемких технологий. Их количество в 1997 г. по сравнению с 1994 г. возросло в 13,4 раза.

 

Эта тенденция свидетельствует о нарастающей потребности общества в специалистах с высшим образованием способных, работать на стыке наук. Введение в вузах новых и перспективных специальностей происходит на фоне постоянного спроса на классические естественнонаучные и математические, а также технические и технологические специальности.

Находящийся в настоящее время на согласовании с ведомствами и согласованный с рядом субъектов Российской Федерации проект нового положения о лицензировании продолжает линию Министерства, направленную на защиту интересов потребителя образовательных услуг (студентов) и усиливает роль органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Интенсивное вхождение высшей и средней профессиональной школы России в мировой рынок образовательных услуг и международный рынок квалифицированного труда непосредственно связано с проблемой признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании на территории Российской Федерации. В настоящее время наблюдается значительная миграция в Россию специалистов с зарубежными дипломами, в первую очередь, из республик бывшего СССР, выезжающих из этих стран по экономическим и социальным причинам. Между тем, системы образования этих стран все больше расходятся, и проблема единства образовательного и экономического пространства становится все более напряженной.

В этой связи, по существу, впервые в российской практике апробирована и внедрена государственная система признания и установления эквивалентности документов об образовании.

Проведены переговоры и подготовлены проекты Конвенции о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и званиях государев-участников СНГ, а также Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Все документы составлены так, чтобы не допустить ущерба российскому образованию, экономике, исключить возможность занятия неподготовленными лицами должностей на предприятиях и в учреждениях Российской Федерации, требующих высокой квалификации и специальных знаний.

Одновременно активно решаются вопросы, связанные с обеспечением надежной правовой защиты за рубежом российских документов об образовании. В 1997 году завершена уникальная, не имеющая аналогов, международная программа ЮНЕСКО и Совета Европы по разработке и принятию Рекомендаций по признанию российских документов об образовании. Итоги программы получили большой международный резонанс не только в Европе, но и в других странах, поскольку во многих случаях заставляют радикально пересмотреть практику признания установления эквивалентности российских аттестатов и дипломов. О том, насколько это так, имеется свидетельство американской стороны, которая обеспокоена, что принятые Рекомендации приведут к признанию российских документов об образовании на более высоком уровне, чем американских дипломов и сертификатов. Все это должно сказываться на числе и качестве зарубежных студентов, обучающихся в вузах России.

Вхождение России в Совет Европы использовано высшей школой для присоединения к ранее недоступным для России европейским международным соглашениям по признанию документов об образовании.

Признание уровня российского образования, престижа российских дипломов изменяет практику организации новых вузов и их подразделений. Становится очевидным, что российская система образования, несмотря на трудности, не растратила потенциала и престижа в России и в мире. В настоящее время многие российские государственные и негосударственные вузы создают свои филиалы в самых разных странах. В настоящее время Минобразование решает вопросы юридической защиты таких подразделений, возможные пути аккредитации зарубежных образовательных учреждений, относящихся к российской системе образования, и вопросы, связанные с признанием дипломов, которые они выдают. По-видимому, эти вопросы станут предметом предстоящих поправок к законодательству в области образования.

Категория: Разное | Добавил: kkent (11.06.2016)
Просмотров: 2389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
мы в соц.сетях
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако

Шпаргалка © 2024
uCoz