Шпаргалки по Концепции современного естествознания (КСЕ) для студентов математиков пятого курса
Естественнонаучная и гуманитарная культуры (понятия, роль в жизни людей).
Наука, как процесс познания.
Методология. Общие и частные методы познания.
Античный период (школы, дисциплины, теории, имена) в истории естествознания.
Средневековье, эпоха Возрождения (школы, дисциплины, теории, имена).
XVII - начало XX вв. Основные достижения физики, математики, астрономии, биологии (имена, вклад в науку).
Современная картина мира с позиций последних данных физики, химии, астрономии, биологии.
Универсальность законов физики.
Уровни организации материи и применимость к каждому физических законов.
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
Пространство, время, необратимость времени.
Принципы относительности и принципы симметрии.
Законы сохранения энергии. Первое и второе начало термодинамики.
Динамические и статистические закономерности в природе.
Состояние, взаимодействие, близкодействие, дальнодействие.
Принципы неопределенности, дополнительности.
Эволюция химических знаний (от алхимии к современной химии). Развитие учения о составе вещества.
Признаки живых систем.
Химические связи и химические блоки живых систем.
Энергия в живых системах (автотрофы, гетеротрофы).
Закон энтропии и законы термодинамики в живых системах.
Самоорганизация и саморегуляция живых систем (принципы, органы, системы органов).
Многообразие жизни на Земле (от прокариот до позвоночных).
Структурная сложность живых систем (от клетки к биосфере).
Экология (основные понятия и термины «среды жизни», «экологические факторы», «закон минимума», закон замещения»).
Экосистема (понятие, структурная и энергетическая классификация).
Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Ноосфера, техносфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Здоровье человека (здоровье нации, здоровье индивидуума).
Путь к единой культуре. |