Цели и задачи курса истории педагогики как науки и учебной
дисциплины
Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в
первобытном обществе.
Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Особенности
афинской и спартанской систем воспитания.
Зарождение педагогической теории в античности. Философско-педагогические взгляды Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля
Особенности римской системы образования. Разработка педагогических и методических положений в Древнем Риме.
Педагогическая мысль и просвещение в Византии. Возникновение христианства и его влияние на развитие педагогической мысли.
Воспитание и школа в феодальном обществе. Типология и содержание образования церковных школ (7 свободных искусств).
Характеристика рыцарской системы воспитания (7 рыцарских
добродетелей).
Зарождение светского и профессионального образования.
Возникновение первых средневековых университетов в Западной Европе
Педагогическая мысль эпохи Возрождения (Витторино да Фелътре,
Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский )
Педагогические идеи в трудах ранних социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень).
Реформация и контрреформация, их политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания.
Особенности педагогики восточных славян до христианства.
Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси IX-XVII вв. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и педагогическая деятельность К. Туровского.
Католицизм на территории Беларуси и педагогическая мысль национальной школы XIII-XVII вв
Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, К. Лыщинского, Ф. Скорнны.
Просветительская деятельность и педагогические взгляды М. Смотрицкого и С. Полоцкого.
Жизненный путь и мировоззрение Я. А. Коменского.
Теоретические основы педагогики Я. А_ Коменского. Дидактические принципы. Возрастная периодизация. Особенности классно-урочной системы организации учебного процесса.
Философско-политические взгляды Дж. Локка и педагогическая концепция «Воспитания джентльмена»
Философско-политические взгляды Ж. -Ж. Руссо и теория свободного естественного воспитания.
Философские воззрения и педагогические взгляды французских материалистов XVIII в. (К. А_. Гельвеции, Д. Дидро)
Просвещение и школа в Русском централизованном государстве Х\г11в. Возникновение и деятельность высших учебных заведений (Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия).
Просветительские реформы Петра в начале 18в. Организация государственных светских учебных заведений.
Политика просвещенного абсолютизма в области просвещения во II половине 18в. Педагогическая деятельность Екатерины II и И. И. Бецкого. '
Педагогические взгляды и деятельность М. В. Ломоносова и создание Московского университета (1755).
Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Ф. И. Янковнча, Н. Н- Новикова, А. Н. Радищева.
Педагогическая деятельность и теория элементарного образования
И. Г. Песталоцци.
Педагогические взгляды и теория воспитывающего образования
И. Ф. Гербарта
А. Дистерверг - основоположник педагогического образования и теории развивающего обучения.
Просветительские реформьг Александра I в начале XIXв.
Политика царского правительства в области народного образования
после разгрома восстания декабристов (Уставы 1826г. , 1828 г. )
Педагогические взгляды Н. И. Пирогова и идеи общечеловеческого воспитания.
Педагогические взгляды и деятельность Н. А Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Общественно-педагогическое движение II половины XIXв.
Реакционный характер государственной просветительской политики 70-80-х гг. 19в. (Уставы 1871г.1872г. , 1б74г. ; 1884г, )
Национально-освободительное движение в Беларуси 1863-1864 гг.
К. Калиновский о народном образовании белорусской молодежи:
К. Д. Ушинский о педагогической науке как искусстве воспитания.
Идеи народного воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.
Дидактические взгляды К. Д. Ушинского и его отношение к профессиональной педагогике народного учителя.
Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого и его яснополянский
эксперимент.
Реформаторская педагогика и особенности зарубежной школы рубежа XX вв. (педагогическая теория трудовой школы Г. Кершенштейнера прагматическая педагогика Дж. Дьюи; экспериментальная педагогическая теория свободного воспитания М. Монтессори.
Педагогические течения начала XX века. Педагогические взгляды и деятельность Д. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля.
Строительство светской системы образования в 20-х -30-х гг. XX Н. К. Крупская и А. В. Луначарский - теоретики советской системы образования.
Педагогические взгляды и деятельность С. Т Шацкого по организации первой опытной станции по народному образованию.
Психолого-педагогические взгляды П. П. Блонского и его вклад в строительство советской школы.
Педагогические взгляды А_С. Макаренко и теория развития личности в коллективе.
Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского и его вклад в отечественную педагогическую науку.
Школа и педагогика в России и Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
Современная зарубежная реформаторская педагогика середины XX -начала XXI
Развитие системы народного образования в СССР 1945- 1999гг.
Основные направления реформы школы в РБ на современном этапе.
Основополагающие документы о становлении и развитии образования в РБ. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» Концепция реформы общеобразовательной школы в РБ (1997г. ); Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ ( 1999г. )
Характеристика основных теорий возникновения и развития воспитания в первобытном обществе.