Воскресенье, 17.11.2024, 00:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Шпаргалка

Шпоры для школьников и студентов

Ответы на экзамен, зачет, коллоквиум, ЕГЭ, ГИА и многое другое

Образование и наука

ответы, шпоры, астрономия, биология, география, информатика, история, культурология, литература, математика, материаловедение, машиностроение, медицина
обществознание и политология, педагогика, психология, социология, химия, физика, филология, философия, экология, экономика, электротехника, энергетика, юриспруденция

Скачать шпаргалки

Госэкзамен для бакалавров по журналистике

Главная » Файлы » Гуманитарные науки » Журналистика

Госэкзамен для бакалавров по журналистике

Для скачивания материала Вам нужно зарегистрироваться

[ Скачать шпаргалку(93.6 Kb) ]
06.07.2016, 23:01

Основные  принципы  верстки  периодических  изданий:  типографские  процедуры  и   правила.

Вёрстка - полиграфический процесс изготовления печатной формы, заключающийся в составлении страниц (полос) определённого формата из гранок набранного текста, элементов оформления и др.

Принципы оформления: 1) ясность и доходчивость. 2) взаимосвязь формы и содержания. 3) система рубрик и подрубрик (мелкие детали).

Принципы верстки: соответствие формата издания(А2, А3, А4): содержанию, аудитории, целям (информирование, развлечение и др.)

Типографские правила:

Удобочитаемость. Межбуквенный интервал – тренинг

Гарнитура и кегль (основной шрифт, Лид, заголовок)

Колонки и выключка (виды В.: влево, вправо, по центру. По полному формату – апрош).

Абзацный отступ различим; концевая строка в 2 раза больше Аб,Отст.

Равномерные пробелы.

Требование к тексту – грамотность.

2.  Комплексное моделирование и организация производства периодического издания: сетевой график, размерные стереотипы,   типовые макеты, стандартные операции  оформления.

Моделирование и планирование - организационно-административные методы управления редакцией. Модель издания - это выработанное в ред. коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Номер издания - это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания.

Концепция издания – основные цели и задачи, решаемые изданием номера определенного типа.

Реализации концепции:1) устойчивая система требований к сотрудникам;

2) принципы организации информации: редакционные планы, сетевой план-график, содержащий будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.), разработка системы рубрик и тематических полос, подборок и пр. с периодичностью их появления,  принятие композиционно-графического облика издания.

Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.).

Модель номера - структурно организованный комплекс материалов:

1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.

Концепция издания - модель издания - “лицо” издания - модель номера - “лицо” номера

На основе разработанной модели осуществляется планирование

Правила оформления издания: 1)Подчиненность содержанию 2) Единство стиля 3) Контрастность 4) Пропорциональность5) Правила композиции.6) Равновесие 7) Соблюдение ритма 8) Экономность и сдержанность 9) Принцип экспериментальности 10) Аккуратность

3.  Журналистика как система и ее элементы (понятия и структура). Журналистика – социальный институт, система различных учреждений, действующих на основе  правовой основе. Ж.- система видов деятельности, совокупность профессий, система произведений, комплекс каналов передачи массовой информации, совокупность учебных дисциплин. Ж. – система СМИ.

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.

СМИ: 1)Учредитель – журналист – тексты/произведения- канал- массовая аудитория. 2)Действительность – социальные институты – руководящие органы.

4.  Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы   изданий,  теле-радиопрограмм.

 Сущность типологии - объединение типологических в группы по характерным признакам. Первичные признаки:  характер аудитории; целевое назначение; издатель. Вторичные признаки: авторский состав, структура издания, жанры, оформление, регион распространения.

Формальные признаки: тираж, объем, формат.

По характеру аудитории: общероссийские, межрегиональные, международные, этнических/ территориальных общностей, профессиональных групп, социальных групп, возрастных групп, для женщин и мужчин, малых групп, групп верующих, для групп по интересам.

По целевому назначению: публицистические; литературные; культурно-просветительские, развлекательные; учебно-образовательные; методические, научные; рекламные; информационные. Классификация по политич. течениям, тематическим/ жанровым признакам и др.

Типообразующие факторы: аудиторная направленность, проблемно-тематическая направленность, социальная позиция СМИ, линия поведения относительно других СМИ.

Типологическую структуру СМИ России определяют следующие факторы.

1. Политический. 

2.Экономический. Рыночная экономика в сфере СМИ развита недостаточно мощно.

3. Техногенный. Слабое техническое обеспечение редакций

4. Профессиональный

5.  Функции журналистики: понятие и общая характеристика.

Функции журналистики – совокупность ее обязанностей и задач.

  • Коммуникативная
  • Непосредственно-организаторская (взаимоотношения с различными соц. Институтами)
  • Идеологическая
  • Культурно-просветительская
  • Рекреативная
  • Рекламно-справочная
  • Информационная

А) социальная ф. – охватывать сфер общественной жизни

Б) социально-психологическая ф. – пропаганда и агитация (аудиторий можно манипулировать).

6.  Система  СМИ  как  отражение  многообразия  интересов  и  потребностей  различных социальных групп.

Сист СМИ должна отражать информационно-комминкационные потребности аудитории. Факторы:

1)плюрализм мнений

2) отражение максимальной полной картины действительности. 

3) нужды и особенности многообразной аудитории

Характеристики многообразия СМИ: Локальность, периодичность/время,универсальность/специализированность.

С.Г. Корконосенко

– печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени, повременные календари

 – аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение, документальное кино и видеовещание, телетекст.

 – информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью.

 – компьютерные сети: Интернет.

7.  Методы и способы журналистского творчества.

Идея – тема – жанр –определение методов исследования (познания, сбора материала) -сбор фактического материала- композиция – текстовое оформление.

Семантический аспект – тема

Прагматический аспект – идея

Синтактический аспект – жанр.

8.  Система жанров в современных СМИ.

Жанр – форма отражения действительности.

Информационные ж. – фактологический метод отражения действительности (заметка, отчет, инф. корреспонденция, репортаж, интервью)

Аналитические ж.- исследовательский метод отражения действительности (статья, интервью, обзор, корреспонденция, отчет, журналистское расследование)  

Художественно-публицистические- авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. (зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет)

9.  Система  современного  российского  законодательства  о  СМИ.  Закон  РФ  о  средствах  массовой информации как базовый нормативный акт.

Уровни законодательства 1. Международное 2. Конституционное 3. Законодательные (подзаконные) акты. 4. Ведомственные

Закон РФ О СМИ принят в декабре 1991г.

Глава I. Общие положения.  Свобода массовой информации, которая не подлежит ограничениям.

Основные понятия о средствах массовой информации (что понимается под СМИ, периодическим изданием, теле-радио-видеопрограммами, редакцией, журналистом, издателем, распространителем и т.д.).

Недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации.

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации.

Учредитель, регистрация СМИ, недопустимость повторной регистрации, заявление о регистрации, перерегистрация и уведомление, освобождение от регистрации, отказ в регистрации и так далее. Прекращение и приостановление деятельности СМИ (решением учредителя либо через суд), возникновение прав и обязанностей (с момента регистрации СМИ). Статус учредителя, редакции. Ограничения, связанные с учреждением организаций, осуществляющих вещание (иностранные граждане и капитал). Устав редакции, статус издателя, договоры. Информагентства, иные средства массовой информации.

Глава III. Распространение массовой информации.

 Порядок распространения, выход в свет (эфир), выходные данные, тираж, обязательные экземпляры.

Федеральная комиссия по телерадиовещанию (вырабатывает государственную политику в области лицензирования). Лицензии на вещание и их аннулирование. Искусственные помехи и хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения. Распространение рекламы (ссылка на Закон о рекламе). Эротические издания (передачи с 23 до 4 часов, продажа – в запечатанных упаковках, с специально предназначенных местах).

Глава IV. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

   Право на получение информации (которое имеют граждане). Запрос информации (направляет редакция). Отказ в предоставлении информации (если содержит охраняемую законом тайну) и отсрочка (7 дней, если не представлено уведомление). Конфиденциальная информация (охраняется редакцией до решения суда). Авторские произведения и письма, право на опровержение и его порядок, основания отказа, право на ответ.

Глава V. Права и обязанности журналиста.

Права журналиста (искать, запрашивать, получать информацию, право доступа к официальным лицам и документам, произведения записей, проверять достоверность, отказаться от подготовки материала или подписи под ним), аккредитация, обязанности журналиста (соблюдать устав редакции,  проверять достоверность информации, сохранять конфиденциальность источника, предъявлять удостоверение). Скрытая запись (допускается для защиты общественных интересов или по решению суда). Недопустимость злоупотребления правами журналиста, специальный статус (распространяется на штатных и внештатных авторов).

Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации.

Межгосударственные договоры и соглашения, распространение зарубежной информации, зарубежные корреспонденты.

Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.

Возложение ответственности, освобождение от ответственности, ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею, ответственность за иные нарушения законодательства. Порядок обжалования, возмещение морального вреда.  

10. Формы     и    модели     телевещания:     общественно-правовое,       государственное, коммерческое.

В 1950-е годы в мире обозначились три основные модели организации и финансирования телевидения: частная коммерческая, общественная и государственная.

Государственное вещание – программная политика разрабатывается государством, финансируется из государственного бюджета. Государственное телевидение служит рупором государственных идей, норм и принципов, фильтром информационных потоков, руководит общественным мнением. Телевидение, полностью управляемое и контролируемое государственными чиновниками, в Западной Европе появилось в послевоенный период. Государственная модель вещания является преобладающей в телевидении азиатских, арабских и африканских стран.

Коммерческое вещание – основанное на извлечении прибыли. Финансирование за счет рекламных поступлений. Корпорации внесли решающий вклад в формирование коммерческого телевидения в США, представленного тремя организационными вариантами:

национальные телесети – группы телестанций, принадлежащих ведущим телекомпаниям и управляемых ими. К тройке основных эфирных телесетей – NBC, ABC и CBS – вплотную приблизилась крупная сеть Fox, образованная в 1986 г. медиамагнатом Р. Мердоком.

филиалы сетей (телестанции, «ассоциированные» с сетями) – отдельные телестанции, не находящиеся в собственности владельцев телесетей, но связанные с сетями договорными отношениями.

- независимые станции не связаны с телесетями и формируют вещательные программы собственными силами или закупают их у других телекомпаний (иногда – обмениваются программами).

Критики коммерчески ориентированного ТВ отмечают также такие его черты, как недостаточное внимание к общественно значимым проблемам государственной политики и местного самоуправления, недостаточный учет потребностей, интересов, специфических особенностей определенных категорий телезрителей. С бурным ростом кабельного телевидения, широко распространившегося за последние четверть века и предлагающего телезрителю десятки специализированных по содержанию каналов, увеличились возможности адресной доставки коммерческой рекламы. В связи с этим получили распространение так называемые инфомершианс (производное от information – информация и commercials – рекламные объявления) – платная реклама под видом телевизионной передачи,

Общественно-правовое вещание — способ организации телевещание, основанный на особой форме собственности. Общественно-правовая телекомпания не принадлежит ни государству, ни частным лицам или компаниям, а находится в «общественной» собственности. Это означает то, что управление ей осуществляет совет, формируемый из уважаемых общественных деятелей (обычно представители крупных партий, общественных объединений, церкви, профсоюзов и т. д.), что позволяет производить более сбалансированную и непредвзятую программную политику.

Часто в качестве характерного признака общественно-правовой телерадиокомпании называют её существование на абонентскую плату, принудительно собираемую со всех граждан страны, обладающих теле- или радиоприёмниками. Однако это неверный подход — например, такой сбор абонентской платы практикуется в Японии, в пользу государственной компании NHK. С другой стороны, многочисленные общественно-правовые компании США живут исключительно на пожертвования и гранты. Статус общественно-правовой компании — это исключительно вопрос формы собственности, и ничего больше.

Общественные телерадиокомпании мира условно можно разделить на три группы:

  • процветающие сильные компании, которые могут составить серьёзную конкуренцию крупнейшим частным ТРК мира;
  • устойчиво развивающиеся компании, занимающие солидное положение на национальном рынке, но не представляющие никакой конкуренции для крупных частных ТРК;
  • компании, влачащие явно жалкое существование

Созданные в странах Европы организации общественного вещания придерживаются принципов:

всеобщности вещания, предусматривающей предоставление равных возможностей для свободного приема передач всем гражданам, обеспечение географической всеохватности передач;

универсальности информационного обслуживания аудитории с учетом широкого спектра разнообразных вкусов и интересов телезрителей;

идейного плюрализма и содержательного многообразия;

использования прямых форм финансирования гражданами вещательной деятельности;

редакционной независимости, исключающей непосредственный контроль над деятельностью вещателей и содержанием вещания со стороны правительства, коммерческих структур, политических партий и заинтересованных группировок;

приоритетного внимания к качеству и содержательности передач, предусматривающего некоммерческие подходы к их созданию и оценке. При этом борьба за максимально высокие рейтинговые показатели не рассматривается в качестве доминирующей задачи вещательной деятельности, а соревновательность между создателями программ основывается на приоритете качественных творческих критериев;

– вещательные организации, провозглашенные общественной службой, обязаны придерживаться принципов социальной ответственности вещателей и их подотчетности перед обществом, предусматривающей создание общественных наблюдательных советов при вещательных организациях.

11.  Типология телевизионных программ.

Современная типология телевизионных жанров идентифицирует несколько уровней, из которых два основных: информационно–публицистические — информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс–конференция; и художественные (постановочные, игровые) — очерк, документальные кино– и видеофильмы.

Классификация современного ТВ осуществляется по следующим параметрам:

1. По способу трансляции:

  • эфирное (распространение сигнала от телевышки до приемника);
  • спутниковое ("НТВ+", "Космос-ТВ");
  • кабельное (московское "КТВ-1")
  • цифровое.

2. По типу деятельности:

  • вещательные структуры ("Первый канал"); как правило, они универсальны: в том числе заняты производством программ;
  • программопроизводящие ("Вид");
  • дистрибьюторские.

3. По охвату аудитории:

общероссийское ("РТР");

межгосударственное ("Первый канал"); 

региональные (ВГТРК "Дон ТР");

местные (ТК "Новочеркасск ТВ").

По специализации программ/ каналов:

  • общие (ВИД);
  • Специализированные
  • Тематические

Плюсы ТВ:

  • оперативность (прямой эфир);
  • максимальный эффект присутствия, усиливающий ощущение достоверности у зрителя;
  • условно бесплатное получение информации.

12. Современное радиовещание: состояние, тенденции развития.

Радио - акустическое средства, рассчитанное на аудирование.

Специфика потребления: совмещение слушания передач с другими занятиями.

Основные функции радио: информирование, развлечение, эстетическая функция, коммуникация (общение), интегрирующая функция, социально-воспитательная (управленческая), образовательная.

Выразительные средства: устная речь, рисующие шуми, музыка, монтаж.

Многообразие радиостанций по тематике, аудиторному охвату, региональное вещание: музыкальные, развлекательные, информационные, информационно-аналитические (публицистические), специализированные и т.д.

13. Методы    воздействия   на   телевизионную аудиторию (визуальные, вербальные, психологические и т.п.).

Визуальные средства – кадр, монтаж, монтажные приемы, крупные планы и т.д.

Вербальные - языковые средства и речевые приемы, которые используются для воздействия (речевые штампы, обороты, тональность голоса, интонация и т.д.)

Психологические – усиление эффекта за счет «драматических эффектов», «эффекта присутствия», «эффекта сопричастности», «документальности» и т.д.

14. Общероссийские и региональные СМИ как различные формы коммуникации.

Способы коммуникации исходят из типологических особенностей прессы.

Общероссийская пресса делиться на: общественно-политическую (универсально-тематическую) и специализированную.

Региональная пресса делиться по тематике и региону распространения: региональная, национальная, районная, городская локальная (городского района/ многотиражка). Региональная пресса редко специализируется на определенных тематиках.

Общероссийская

Региональная

Определяется «повестка дня»

Планируемые случайные события

Широкий охват проблем

Конкретизация проблем

Высокопоставленная информация (напрямую от центральной власти)

Конкретизация решений и их исполнений на местном уровне

Внимание публичным личностям

Внимание конкретным людям

Процесс межрегиональной коммуникации

Локальная коммуникация

Письма в редакцию тщательно отбираются. Диалог с избранной аудиторией.

Диалог с читателем, более активная реакция на читательский запрос.

Важную роль играю Интернет СМИ, по запросу можно вступить в прямой диалог с автором и другими читателями (система комментариев).

15. Качественная и массовая пресса: критерии различия.

Качественная и массовая пресса различаются по главному признаку – образовательному уровню аудитории.

Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикации. Респектабельностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым комментариям.

Массовая пресса имеет более широкую аудиторию, направлена на удовлетворение «среднестатических» интересов, «среднестатистического читателя». ТВ тоже время массовая и качественная пресса имеют свою дифференциацию по аудиторному составу, направлению, тематическому наполнению.

В последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны.

16. Социально-политические условия и технические предпосылки   появления первых европейских газет.

- потребность в информации т.к. развитие торговых отношений, капиталистических отношений. Первыми периодическими изданиями считаются вышедшие в 1609 г. немецкие газеты. Этим же готом датируется рождение прессы;

- материально-технические предпосылки (прогресс в научной и производственной областях), вместо дорогостоящего пергамента появляется  бумага, Гутенберг в 1450г. изобретает печатный станок с подвижными литерами;

- к 16 в. Появилась потребность в новой функции – отражение общественного мнения; Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты (представляли собой листы сложенные в двое и заполненные от руки) и назывались они авизи.

- развитее политических идей (Локк, Руссо), развитее политических сил (партий) и их упование на общественное мнение.

- увеличение грамотности среди населения

- формирование международной экономической системы, потребность в международной информации.

- формирование почтовой системы.

- 17 в. Появление журналистов, начало эпохи буржуазной революции.

- эпоха персонализации журнализма – газета писалась одним человеком.  

Рождение европейской газетной периодики считается 1609 г. -Германия. Первая газета была напечатана  в Страсбурге, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором этого еженедельника стал Иоганн Каролюс.

1640 годы отмечены появлением первых образцов политической периодики, что связано с противостояние в Англии короля Карла 1 и парламента. Пресса получила значительную свободу в освещении общественно-политических событий.

17. Значение Английской буржуазной революции для развития   европейской  журналистики.

Буржуазная революция принесла смену жизненных ценностей  – свобода слова, информационного общества, независимость от правящих структур. Человек, согласно Локку,  является независимым от государства, у него есть разум, с помощью которого он может выбрать свой путь. Периодическая печать – инструмент, помогающий в поиске истины. С его точки зрения свобода печати – условие нового общественного развития.

В 1641 году, с началом революции, Звездная палата была упразднена. Увеличивается число авторов. 12 мая 1641 года первый этап революции был закончен (казнью лорда Страффорда). 22 июля 1641 года палатой общин издан первый закон о печати – постановление палаты о воспрещении печатания отчетов о заседании парламента.

В 1643 году, во время первой гражданской войны парламент вводит новые ограничения свободы печати – прямую предварительную цензуру. В 1664 году был привлечен к суду Джон Мильтон. Он пишет памфлет «Ареопагитика». За образец он берет речь оратора Исократа, обращенную к ареопагу Афин. Мильтон адресовал речь парламенту, выступив против цензуры. После казни Карла I и учреждения республики он занимал (1649-1652) должность главного цензора и принял целый ряд мер по ограничению свободы печати.

Джон Лильберн требовал отмены монополии на торговлю, произнесение речей и так далее. Он выступил с требованием продолжения революции, не выполнившей своих обещаний (памфлет «Новые цепи Англии»). Печать должна быть свободной, считал он, для борьбы с тиранами (в том числе и с Оливером Кромвелем).

Поэтому журналистика претерпевает важные изменения – становится орудием борьбы. Период борьбы королевской власти и парламента полезен для журналистики. Печать – орудие влияния на общественное мнение, а не товар, как раньше. Изданием начали заниматься высокообразованные и талантливые люди, газеты выходят более регулярно. 1688 год – славная революция. Она поставила не печать под контроль правительства, а наоборот. Английское правительство уже не могло остановить процесс. После революции газеты – орудие борьбы между партиями тори и вигов. Вслед за ними собственные печатные издания создают и другие политические группировки. Хотя закон о цензуре не был отменен, он не применялся. В феврале 1695 года вопрос о продлении был решен палатой общин отрицательно. Эпоха предварительной цензуры в Великобритании закончилась окончательно.

Итоги:

- пресса- институт выражения и формирования «общественного мнения»

- повышается авторитет журналистики (пресса не товар, а сила!)

- журналистика становиться частью политики и активно влияет на политические процессы.

- журналистика дифференцируется (появляются различные издания, реклама, объявления)

- пресса становиться источником дохода

- после долгого периода отменяется предварительная цензура и утверждается идеал «свободы слова».

18. Предпосылки возникновения и особенности развития европейской журнальной периодики в XVIII веке.

В 17 веке – формирование интеллектуальной среды «Республика литераторов/ученых».

В 1665г. появляются первые журналы «Журнал ученых» Дени де Сало (Франция) и «Философские труды королевского общества» Генри Олденбург (Англия). Научные журналы привлекают авторов научных обществ.

 1668г. в Риме появляется «Журнал литераторов» (Франческо Надзари).

Цензурные преследования способствуют развитию издательства на территории либеральной Голландии. В 1684г. появляется философско-литературный журнал «Новости литературной республики» (Пьер Бейль).

В 1672 г. появляется литературно-критический журнал «Галантный меркурий», где печатаются и новости королевского двора.

18 в- эпоха просвещения – эпоха персонального журнализма.

Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества через просвещение и развлечение: сатирический (Свифт) и морально-дидактический (Адисон и Стиль).

В журналах Адисона и Стиля появляется лит.прием – галерея масок, объеденных стержневым эссе. «Болтун» 1709, «Зритель»1711, «Опекун»1713.

В 1731г. Эдвард Кейв издает «Журнал джентльмена» - различная тематика и публикации (прообраз современных журналов).  

19. Значение Великой французской революции для развития европейской журналистики.

Идеи французских просветителей все больше востребованы. Вклад – Жан-Жак Руссо (принцип политического права). Он обосновал право народа на борьбу с монархией. В августе 1789 принята «Декларация прав человека и гражданина». 1792 год – очередное восстание, в результате которого уничтожена монархия (Парижская коммуна – орган городского самоуправления). После этого власть переходит к жирондистам (от департамента Жиронды – представители крупной буржуазии). Противодействующая группировка – якобинцы (Робеспьер), более широкие слои населения. Учреждена республиканская форма правления.

Декларация прав человека и гражданина – 11 пунктов. Свободный обмен мыслями и мнениями – приоритетная свобода. После прихода к власти якобинцев Декларация пересмотрена и дополнена. Добавляется пункт 7 – права свободы слова не могут быть воспрещены.

Периодическая печать может быть разделена на несколько этапов (соответствующих революции):

1. Май 1789 – август 1792 года – появление демократической печати, борющейся за развитие революции.

2.Контрреволюционные издания закрываются 12 августа1792. Парижская коммуна назначает трех комиссаров. Типографии переданы республиканским изданиям. Важную роль начинает играть политическая печать жирондистов.

3. На смену жирондистам приходит 3-й этап – якобинская диктатура Робеспьер (июль 94 года). Характеризуется сложной внутренней борьбой (на фоне сложного международного положения французской республики). Закрываются многие газеты.

4. Гибель Робеспьера при термидорианском перевороте означала конец революции.  Наполеон говорил, что покровительствует наукам, но имел в виду лишь точные науки. Воспрещено было писать о революции, упоминать деятелей того времени. Бонопарт поставил прессу под контроль.

Изменения:

  • Возникновение политической прессы (в частности партийной)
  • Развитие персонального журнализма
  • Смягчение цензуры (временные запреты)
  • Распространение идеи свободы слова
  • Развитие жанров памфлета и появления фельетона
  • После долгой борьбы с цензурой было покончено.

20. Социально-политические  условия  и  технические  предпосылки  появления  массовой прессы в Европе и США.

Бурное развитие прессы и повышение образовательного уровня в 19 веке, дали толчок для появления массовой прессы.

Лондонская «Таймс» стала применять новые технологии. Новаторство:

Начал нанимать на работу корреспондентов в важных городах.

  • Организовал доставку в редакцию корреспонденции из Европы (получали информацию быстрее, чем министерство иностранных дел).
  • Используется стенография для записи выступлений и бесед (термин «репорт» означал – делать заметки)
  • В 1806 году впервые иллюстрации событийного характера (похороны лорда Нельсона)
  • Уделял внимание технической стороне (новый печатные пресс)

В 1814 году появляется усовершенствованный печатный пресс Бауэра, который приводится в движение энергией пара. 1884 год – Отто Мергенталер создает линотип (сплав свинца и олова) – строкоотливную машину. В 1897 году Стефен Хоган внедряет фотогравировальный пресс (клише). Совершенствуется процесс производства бумаги.

Это предпосылки для выпуска нового типа издания массовой газеты (пенни пресс). Развитие – в Великобритании, основатели – в США. Первый представитель – «Нью-Йорк Сан» («Солнце»). Создана в 1833 году Бенджамином Деем. Подражатели – категория пенни-пресс («Нью-Йорк Геральд», «Нью-Йорк Трибун», Нью-Йорк Таймс»). Пенни-пресс изменила метод распространения газет. До этого – подписка. Рабочие слишком часто переезжали, да и цена была дорогой – не подписывали. Пенни-пресс- уличные торговцы.

В 29 году 7-й президент США Эндрю Джексон – реформа образования в США. Избирательное право – для всего взрослого населения. Уровень образования, грамотности, массовое производство вынудили властей искать поддержку более широкого круга избирателей. Пенни-пресс – средство обращения к массовой аудитории.

В Великобритании массовые издания возникают позже, после отмены гербового сбора (взимался в зависимости от количества страниц).

Принципы пенни-пресс:

Ориентация на разнообразную аудиторию

Простата и сенсационность подачи материала

Изменение формата материалов (меньше текста больше илюстраций)

Гонка за сенсацией вопреки достоверности

Штат корреспондентов, использование информации от информационных агентств

Предпосылки:

Политические/экономические

Технические

Развитие демократических институтов (выборы)

Повышение уровня образования (законы об образовании)

Отмена гербового сбора

Изменение способа распространения (не подписка, а розничная продажа)

Средство обращения к массовой аудитории (политика и реклама)

Удешевление стоимости каждого издания

Появление усовершенствованных печатных прессов

Использование паровой, а позже электрической энергии

Внедрение новых технологий: строкоотливная машина, горячий и холодный набор (офсет)

Появление иллюстраций (фотопечать)

Развитие коммуникационных средств (телеграф, телефон)

Развитие системы доставки (новые транспортные средства)

Появление информационных агентств (Асошейтед пресс – США, Рейтер)

 

 

21. Особенности развития зарубежной журналистики  на рубеже XIX-XX веков.

На рубеже 19-20 веков происходят изменения: бурное техническое развитие, развитие демократических режимов, растет спрос на информацию. СМИ – становятся частью экономической системы.

Особенности:

  • Влияние рекламы на развитие периодики – ост индустриального производства, конкуренции на рынке, формируется массовый потребитель.
  • Прогресс полиграфии – восокпроизводительные машины, увеличение тиражей (в том числе и ежедневных изданий).
  • Появление массовых изданий – сенсационность, поверхностность, бесцеремонность, искажение фактов, развлекательность.
  • Выделение качественной прессы – «Таймс», позже специализированное деление «Файненшенл таймс» «Уол стрит джорнал» и т.д.
  • Развитие и появление жанров: репортаж, интервью, расследования и разоблачения.
  • Появление «нового журнализма» - разоблачающая журналистика, на страже человеческих интересов. Макрейкеры – разгребатели грязи. 
  • Журналистика- сфера профессиональной деятельности (оформление профессии): отделы, штатные журналисты, репортеры, фотокорреспонденты и т.д.
  • Возникновение школ журналистов – формирование журналисткого образования.
  • Появление первых журналистских этических кодексов. Формирование профессиональной этики.
  • Формирование профсоюзов, пресс-клубов, союзов, ассоциаций журналистов.
  • Топологическое разделение прессы: таблойды, иллюстрированные журналы, специализированные издания, утренние/вечерние газеты, деление по профессиональному, конфессиональному, политическому, возрастному, гендерному принципам и т.д.

«Новый Журнализм» (Джозеф Пулитцер) – сенсационность, агрессивность, новизна подачи, свежая информация, мелкие подробности, сочетание информационности и развлекательности. Уильям Херст отказался от некоторых принципов нового журнализма в пользу сенсационности. Печатает комикс «желтый парень» - появление желтой прессы. Адольф Окс выделил «качественную журналистику» (НьюЙорк Таймс). Качественная пресса способствовала формированию этики - 1923 г. было образовано "Американское общество редакторов газет", и вскоре был разработан кодекс журналистской этики.

22. Особенности     становления    радиовещания     в   европейских    странах и США, формирование основных моделей вещания.

Г. Маркони и А. Попов изобрели способ безкабельной передачи информации на расстояние путем электромагнитных волн – рождение радио. В 1906г Ли де Форест изобрел аудион – передача звуков. Идея организации регулярного вещания – Дэвид Сарнов ( еврей-эмигрант, родился в Росси, уехал в 14 лет). Сарнов в 1912 году первым принял сигнал с «Титаника».

В период первой мировой войны государства-участники боевых действий монополизировали использование средств радиосвязи.

С 1920 г. начиналось регулярное радиовещание в США, что привело к созданию принципиально новой ситуации в функционировании СМИ. 2 ноября 1920 г. в Питтсбурге под руководством Гарри Дэвиса начала работу KDKA - первая коммерческая радиостанция в США. 1922 г. американская телефонная и телеграфная компания (AT&T) начала создавать первую в США сеть радиостанций В 1926 г - созданная AT&T сеть радиостанций была продана RCA (Radio Corporation of America) и составила основу NBC (National Broadcasting Company), ставшей национальной радиовещательной корпорацией. В 1927 г. создана другая радиовещательная монополия -CBS (Columbia Broadcasting System), к которой несколько позже присоединилась АВС (American Broadcasting Company).
В 1923 г. В Британии – ВВС, радиостанции в Германии, Франции и д.р. 
Бурный рост радиостанций привел к необходимости регулирования используемых радиочастот. Конгресс США в 1927 г. принял специальное законодательство и создал Федеральную комиссию по радиовещанию, в задачи которой входило распределение радиочастот и выдача соответствующих лицензий. В 1934 г. был принят Закон о коммуникациях.

В предвоенные годы сформировались три модели радиовещания: государственная, общественная и частная коммерческая.

Пропагандистские возможности радио были быстро освоены политиками и активно применялись во Второй мировой войне.

23. Первая русская газета «Ведомости».

Появление прессы в России связывают с деятельность Петра I. Цель Петра – влиять на общественное мнение. Мероприятия, предпринимаемы Петром, вызывали недовольство, а газета должна была служить пропаганде внешней и внутренней политики Петра. Влияние на общественное мнение в монархическом духе, которое выражалось в подборе информации. Главный жанр – заметка.

Годом рождения считается 1702, газета перестала существовать в 1727г. Газета имела небольшой формат, не имела постоянного названия, издавала в Москва, а с 1711 в Петербурге.

Постепенно происходит развитие жанров в газете. Происходит процесс дифференциации жанров. От заметки отпочковались другие жанры. Сообщение самого Петра о Полтавской битве – зарождение жанра репортажа, о празднике Петра и Павла – отчет, интервью.

Первой газетой занимался сам Петр I (корректура и т.д.). Борис Волков и Яков Синявич – первые журналисты. Они пришли к осознанию, что главное – краткость, точность и оперативность (если газета не успевает, она – для истории). При этом они руководствовались указаниями Петра I.

Газета выходила нерегулярно и зависела от событий (например, победа под Нотебургом). Стоимость одного номера газеты – от 1 до 4-х копеек (стоимость одного дня работы наборщика). Тираж – от 30-40 экземпляров до нескольких тысяч.

24. Сатирические журналы Новикова.

В 1759 году– зарождается частная журналистика. Возникают оппозиционные мнения, впервые в прессе появляется демократическое направление, опирающееся на сатиру.  Демократическая журналистика Новикова, Фонвизина и Крылова видела право сатирика изображать недостатки современности, а обязанность – в служении истине, в обличении пороков. Журналы Новикова – «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек». Новиков стремится изложить свое понимание и назначение сатирической журналистики. Видел недостатки общества. Происходит поляризация, раскол в едином лагере журналистики. Раскол состоит в понимании роли журналистики. И Новиков и Екатерина усматривают ее роль в обличении порока.

Екатерина: «Порок – роль морально-психологическая» (ложь, лень и т.д.).

Новиков: «Порок – зло социальное» (тунеядство, взяточничество, казнокрадство).

Екатерина: «Не называть лиц».

Новиков: «Сатира должна быть адресной, пользу можно принесть, обличая пороки, но и увеселяет».

Новиков отмечает важное качество журналиста – вмешиваться в политические дела.

Екатерина считает главным качеством журналиста «Пылать любовью к Государю» и вводит термин «улыбательная журналистика».

Второй подход – разоблачительная журналистика (журналы сатирические).

Новиков считает целью периодического издания - просвещение читателей. Новиков создает своеобразный моральный кодекс журналиста. Ж-т должен иметь острый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание русского языка, критический талант, общественная активность. Екатерина составляет собственный свод правил: сочинитель должен беззаветно любить государя, быть ему верным, никогда не называть слабости пороком, хранить человеколюбие, быть кротким и снисходительным.

Журналы имели листковый характер, что задавало жанр: жанры малой сатиры (афоризмы, объявления, рецепты, говорящие фамилии). Еще одна особенность сатирической журналистики (журналы «Трутень», «Живописец») – рисунки. Они имеют декоративное назначение (ангелочек с венком – будет увенчана добродетель). Новиков, размышляя об этом, приходит к выводу, что иллюстрация может иметь социальный заряд. Вместо декоративной виньетки он изображает социально-бытовые жанровые картинки (помещик сечет крестьян, осел и т.д.). Раньше был эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите». «Кошелек» - первое значение «Кошелек русский истощается от подражания французской моде». Второе – кошелек – приспособление, куда укладывалась коса от мужского парика – критика подражательства.

 В период общественного подъема, который завершился крестьянским движением под предводительством Пугачева, прямым и открытым суждениям Новикова и его сторонников Екатерина противопоставляла советы и наставления. После подавления восстания и вслед за событиями Французской буржуазной революции 1769 года Екатерина принимает репрессивные меры против инакомыслящих. Новиков был объявлен государственным преступником и арестован.

25. Альманах декабристов «Полярная звезда». Литературное обозрение А.Бестужева.

Петербургский альманах «Полярная звезда». Его выпускали А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг. Понимая, что при существующих цензурных условиях право на издание журнала получить невозможно, Бестужев и Рылеев решают выпускать альманах.

В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики на титуле значилось, что эта «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности».

К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова и др.

Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», отрывки из поэм «Войнаровский» и «Наливайко». Бестужев ведал прозой, он помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура.

Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений.

В первой книге 1823 г - обозрение Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России».Статья Бестужева делится на три части. Сначала идет очерк развития русской литературы от древних времен до начала XIX в., затем автор говорит о литературе «последнего пятнадцатилетия» и, предваряя Белинского, заключает, что в России все еще нет настоящей литературы. Конец статьи посвящен разбору причин, которые тормозят развитие нашей словесности.

Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой за национальную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. Неудовлетворительное состояние литературы ставите зависимость от «равнодушия прекрасного пола» к отечественной словесности.

Вторая книжка альманаха – «Полярная звезда» на 1824 г. – прошла цензуру 20 декабря 1823 г. В это время Рылеев уже был членом Северного общества. Поэтому политическая линия альманаха стала более отчетливой.

Открывается альманах обозрением Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года». В начале статьи рассматриваются причины, «замедлившие ход словесности», а потом приводится характеристика произведений за истекший год. Так как литература живет современностью, то расцвет ее возможен только при подъеме общественной жизни, при существовании политических интересов. Почему в пору Отечественной войны 1812 г. у нас было такое оживление в литературе и журналистике? – ставит вопрос автор. Потому что это была пора общественного подъема. А когда она прошла, все опять погрузилось «в бездейственный покой». Политический накал остыл, наступило «совершенное оцепенение словесности».

Третья книжка «Полярной звезды» вышла летом 1825 г. По идейной насыщенности она значительно превосходит две первые: оба издателя уже декабристы, активные участники Северного общества, руководители его левой фракции – республиканской.

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов» Бестужева - это политическое выступление. Снова выдвигается тезис: у нас нет литературы, т. е. такой литературы, которая удовлетворяла бы потребностям русской общественной жизни. Нет настоящего общественного возбуждения, и поскольку ум «не занят политикою. Третье обозрение Бестужева не только утверждает зависимость литературы от общественной жизни – оно содержит могучий призыв к активной политической борьбе. Большое внимание уделяет Бестужев современной русской журналистике и критике. Отметив заметное оживление в печати, Бестужев довольно строго отзывается о многих изданиях.

В отделе прозы третьей книжки ярко выражены идеи свободолюбия (подбор произведений).

Читатели высоко оценили идейные и художественные достоинства «Полярной звезды». Первая книжка альманаха вышла тиражом в 600 экземпляров и сразу же была раскуплена. Вторую книжку отпечатали тиражом в 1500 экземпляров, она разошлась в течение трех недель и принесла издателям неожиданный доход. Поэтому участникам третьей книжки Бестужев и Рылеев решили выплатить гонорар. В истории русской журналистики это был первый случай оплаты авторского труда.

После того как вышла третья книжка «Полярной звезды», Рылеев и Бестужев начали готовить четвертую. Но занятость делами Северного общества и службой не позволила им своевременно собрать альманах в полном объеме. Тогда они решили имеющийся материал напечатать небольшой книжкой под названием «Звездочка».

Однако «Звездочка» света не увидела: часть тиража, отпечатанная к 14 декабря 1825 г., после событий на Сенатской площади была передана в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева.

26. Пушкин – журналист и редактор.

Журналистская деятельность П. началась еще в 1820-е гг. (выступал как поэт и публицист в журналах “Сын отечества”, “Московский телеграф”, в альманахе “Полярная звезда” - стихотворения и публицистические выступления против консервативного “Вестника Европы” Каченовского).

В течение 1825 П. участвует в “Московском телеграфе” Полевого (журнал защищает романтизм) - статья о баснях Крылова.

В № 3 “ЛГ” - заметка П. с отрицательной оценкой романа Булгарина “Иван Выжигин” (после этого Булгарин написал донос на “ЛГ”). В “ЛГ” - эпиграммы П. на Булгарина и памфлет “О записках Видока” (под видом рецензии на книгу французского сыщика П. клеймит Булгарина, который играет полицейскую роль в литературе, уподобляет его тайному полицейскому агенту). Сотрудничая в “ЛГ” Дельвига, П. одновременно печатался в московском журнале “Телескоп”. В 1831 - две фельетонные статьи П., направленные против Булгарина и Греча.

Работал в жанре фельетона, использовал принцип журналисткой маски. Использовал псевдоним Феофилакт Косичкин.

Предлагал реформу словоупотребления в прессе: лаконичность, четкость, простата, избегание избыточности.

Стремясь создать собственный печатный орган, П. в 1832 безуспешно пытается организовать газету “Дневник” с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось наконец организовать собственный журнал  - “Современник”, чрезвычайно ограниченный в возможностях (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - 4 номера в год). В первом номере “С” не было опубликовано никакой программы, что вызвало нарекания. В редакционной статье говорилось: “издатель “С” не печатал никакой программы своего журнала, полагая, что слова литературный журнал уже заключают в себе достаточное объяснение”. Белинский (тогда начинающий журналист) в заметке “Несколько слов о “Современнике”” (“Телескоп”) доброжелательно отозвался о выходе нового журнала, во главе которого стоял П. Однако второй № “С” вызвал критические замечания Белинского. П. сосредоточил основное внимание на литературной части “С”. Пропаганде отечественной литературы П. уделял огромное внимание. В 1836 хотел реорганизовать свой журнал, пригласить Белинского в отдел критики и других сотрудников, но смерть оборвала его планы. При жизни П. вышло 4 номера “С”. Пятый номер издали после смерти поэта его друзья Жуковский, Вяземский, П. А. Плетнев.  

27. Журналистская деятельность Герцена.

Герцен – значительная фигура в журналистике. Он основал вольную прессу за границей и издавал там журналы, где русские писатели могли печатать свои произведения без цензуры. Он приблизил к России европейские традиции (раньше передовые статьи в России не печатались).

Основные этапы:

1.30-е годы. Герцен начинает работать как журналист в провинции. Становится редактором неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости». 

2.40-е годы – столичный период. Работает в журнале «Отечественные записки»

3.50-60 гг. – деятельность за границей.

Задумав выпускать собственное издание, Герцен ищет в Европе типографию. Только в Лондоне, в 1853 году он смог ее организовать. Там он выпускает листовки «Братьям на Руси», «Юрьев день», «Поляки прощают нас» - о национальных и крепостнических проблемах.

В 1855 году он начинает издавать в Лондоне журнал «Полярная звезда» (1855-1862). Эпиграф «Да здравствует разум!» взят из Пушкина. В передовой статье – программа освободительного движения в России. Первая задача – освобождение крестьян. Вторая – свобода слова.

В «Полярную звезду» начинают приходить письма из России от читателей. Он печатает стенограмму заседания о крепостном праве. Даже император черпает информацию из «Полярной звезды».

В 1857 году в Лондон приезжает Огарев и они решают издавать газету «Колокол». «Полярная звезда» выходила раз в год, необходимо было издание с большей периодичностью. «Колокол» выходит на папиросной бумаге, вначале один раз в месяц, затем – раз в неделю. Газета выходила 10 лет, откликаясь на самые злободневные вопросы.

В 1861 году было отменено крепостное право, но Герцен отнесся к реформе критически, описывая крестьянские волнения. Герцен и Огарев говорят: «Крепостное право не отменено, народ царем обманут».

Герцен публикует пришедшее из России «Письмо из провинции», где есть слова «И к топору зовите Русь», но с примечанием – «не к топору, а к метле», то есть к реформам.

Герцен, отправляя «Колокол» в Россию, организует сеть ее распространителей. «Колокол» ходил по рукам и на Дону. После разгрома народников в России они приезжают в Женеву и предлагают Герцену издавать «Колокол» там. Он переводит газету туда, но не соглашается с идеей террора и закрывает издание в 1867 году. 

28. Сатирический журнал «Искра».

«Искра» (1859 – 1873) - первый в России тонкий иллюстрированный журнал с карикатурами. Выходила в том же формате, что и «Колокол» Герцена, тиражом – до 10 тысяч экземпляров (как и у «Колокола» в свое время) и оказывала огромное влияние на аудиторию.

Это был новый тип издания. Ранее они выходили по одной модели – литературно-общественные издания.

В создании нового типа издания большое значение имеет личность издателя. В «Искре» их было два – Василий Курочкин и Николай Степанов В основном в журнале были карикатуры, но были и отделы. «Искорки» - каламбуры, объявления, афоризмы (жанры малой сатиры). Степановский вел рубрику «Хроника прогресса» - из записной книжки отставного майора Михаила Бурбонова (он любит Бомарше за то, что его фамилия в переводе означает «Хорошо маршировать»). Отдел «Нам пишут» публиковал письма, поступающие из провинции.

Основной жанр – карикатуры и жанры малой сатиры. Появляются и новые жанры – сатирический комикс (иллюстрации к роману Тургенева «Отцы и дети»).

В «Искре» Степанов и Курочкин подчеркивали связь с сатирическими изданиями Новикова. Опубликовано письмо с того света, где написано, что «Трутень» - предшественник «Искры».

«Искра» - еженедельник, располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Большое внимание уделял крестьянской реформе. Среди событий, на которые она откликалась, было восстание в Польше. Для обхода цензуры сдавали карикатуру цензору в общем виде, и лишь потом прибавляли портретное сходство (добавляли детали).

 Постепенно запрещались отделы «Нам пишут» (из провинции), «Хроника прогресса». В 1865 году введены временные цензурные правила, согласно которым, издания выходят без предварительной цензуры, но после трех предупреждений можно закрыть издание и отдать редакторов под суд.

В 1873 году, после получения трех предупреждений, редакторы сами решили закрыть журнал.

Опыт «Искры» использовали многие журналы во время первой русской революции

29. Демократические журналы «Современник» и «Русское слово».

В демократической журналистике 1860-х гг. происходят важные изменения. У частной прессы два источника доходов – реклама и подписчики. Наибольший доход был у бульварных изданий. Качественная пресса выживала с трудом.

 

 

Категория: Журналистика | Добавил: kkent | Теги: госэкзамен, по, бакалавров, журналистика, журналистике, для
Просмотров: 3363 | Загрузок: 907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
мы в соц.сетях
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Облако

Шпаргалка © 2024
uCoz