Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.
Агностицизм, или феноменализм.
Обыденное и концепциальное знание. Проблема источника концепциального знания. Предлагаемые решения.
Эмпиризм Понятия апостериорного и априорного знания.
Ступени человеческого познания.
Чувственное познание и его формы.
Сенсуализм и его основные виды.
Проблема природы ощущений и восприятий.
Решение проблемы природы ощущений и восприятий естествознанием и материалистической философией.
Решение проблемы природы ощущений и восприятий субъективным идеализмом.
Кантианское решение проблемы природы ощущений и восприятий.
Философия Д. Юма. Юмистский ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий.
Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).
Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?
Наивный реализм.
Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?
Проблема отношения вещей в себе и вещей для нас. Кантианское и материалистическое ее решение.
Материализм о вещах в себе и вещах для нас. Познание как превращение вещей в себе в вещи для нас.
Соотношение мира для нас и мира в себе.
«Теория символов» Г. Гельмгольца.
«Иероглифический» материализм.
Знаки и знаковые системы.
Два аспекта природы идеального: гносеологический и онтологический. Психофизиологическая проблема.
Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли.
Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли.
Психофизическая проблема в марксистской философской мысли.
Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов
Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное.
Основные понятия теории информации. Природа информации.
Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие.
Чувственное познание в свете теории информации.
Идеальное в чувственном познании.
Проблема пространства и времени. Кантианское и материалистическое его решения.
Субстанциальная и реляционная концепции времени и пространства.
Понятие метафизики. Эссенциализм.
Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).
Проблема отношения явлений и сущности.
Виды эссенциализма.
Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.
Понятие духа. Дух как единство познания и воли.
Р. Декарт о соотношении духа (души) и тела. Рефлексы и волевые действия.
Чувственное познание как реакции организма (тела).
Мышление как волевая деятельность человека.
Проблема правильного и неправильного образов действия.
Проблема правильного образа (метода) познания.
Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика).
Два вида мышления: рассудочное и разумное. Две науки о мышлении: формальная логика и логика философская (содержательная).
Формальная логика — наука о мышлении как субъективной деятельности человека.
Основные формы рассудочного мышления.
Понятие. Его содержание и объем.
Суждение.
Умозаключение.
Дедукция и индукция.
Основные законы формальной логики.
Что дает и чего не может дать формальная логика?
Современная (символическая) формальная логика.
Философия — наука о мышлении как объективном процессе.
Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.
Конкретно-реальные и логические процессы.
Частнологические процессы и вселогический (панлогический) процесс.
Основные части философии Г. Гегеля. Сущность гегелевской абсолютной идеи.
Понятие диалектики. Основные значения слова.
Отличие диалектики Г. Гегеля от диалектики К. Маркса.
Философия как наука о мышлении и самый общий метод мышления.
Мышление и язык. Понятие и слово.
Понятие знака. Треугольник Фреге: знак, предметное значение знака (денотат), смысловое значение знака (десигнат).
Проблема природы понятий.
Проблема общего и отдельного.
Номинализм: крайний и умеренный (концептуализм).
Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.
Реализм. Учение Платона о двух мирах.
Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей.
Два вида реализма крайний и умеренный.
Материалистический универсизм.
Диалектика общего и отдельного.
Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.
Понятия как продукты человеческого творчества. Роль фантазии в познании общего.
Если общее существует в мире, то каким образом оно входит в разум? Предлагаемые философами ответы на данный вопрос.
Проблема соотношения чувственного познания и мышления в истории философской мысли.
Дает ли мышление новое знание? Проблема и предлагаемые ее решения.
Сенсуализм и проблема умозрения, познания общего и сущности.
Рационализм. Основные значения слова.
Познание общего и сущности и проблема активности мышления.
Проблема источника гносеологической активности мышления.
Целепланирующая и волевая активности сознания.
Может ли человек по своей воле преобразовывать мир, и если способен, то насколько он волен в своих действиях?
Проблема существования объективной предопределенности.
Проблема свободы и необходимости как основной вопрос философии.
Телеология.
Абсолютный детерминизм и свобода.
Индетерминизм и свобода.
Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Фихте, Шеллинг.
Г. Гегель о случайности и необходимости.
Кризис материализма в конце XVIII — начале XIX вв.
Взгляды французских материалистов XVIII в. на общество. Их социоисторический идеализм и волюнтаризм.
Историософская и историческая мысль в поисках объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
Крах волюнтаризма. Философия истории Г. Гегеля: ее историческое значение.
Открытия французских историков эпохи Реставрации.
Вклад политической экономии в решение проблемы объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
Философия истории А. Сен-Симона.
Открытие объективного социального бытия. Возникновение материалистического понимания истории и всеобъемлющего материализма (панматериализма).
Открытие материального источника активности мышления.
Практика как основа проникновения общего из мира в сознание. Прагматический (диалектический) сенсуализм.
Создание вероятностного (относительного, диалектического) детерминизма.
Причинность как момент объективной предопределенности. Ее место во всеобщей связи мира. Абсолютизация причинной связи как основа абсолютного детерминизма.
Причина и условия. Кондиционализм.
Возможность и действительность.
Вероятность как единство предопределенности и неопределенности.
Случайность, необходимость, закономерность.
Проблема детерминизма и современная наука. Синергетика о соотношении предопределенности и неопределенности.
Решение проблемы свободы и необходимости диалектическим материализмом.
Две сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная, зависимая.
Свобода воли: формальная и реальная.
Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.
Два отношения сознания и мира: познавательное и практическое. Превращение материального в идеальное и идеального в материальное.
Чувствоумозримый мир в себе и для нас. Создание чувствоумозримого мира для нас как воспроизведение объективного мира.
Особенности и формы разумного мышления.
Соотношение разумного и рассудочного мышления. Текстализация идей и теорий. Интеллектуализация идеотекстов и теоротекстов.
Понятие факта.
Методы добывания фактов в естествознании: наблюдение, измерение, эксперимент.
Первичная обработка фактов. Единичные и общие факты.
Объективность и субъективность фактов.
Проблема понимания и объяснения фактов.
Интерпретация (истолкование) фактов как их объединение (унитаризация).
Два вида унитаризации фактов: холизация и эссенциализация.
Суть и соотношение понимания и объяснения.
Идея — ключевое понятие разумного мышления.
Проблема и идея. Практическая и познавательная идея.