Институт Философии РАН, Москва, Павлов С.А. (и д.р.), 81 стр., 2015.
Список вопросов к кандидатскому экзамену по курсу "История и философия науки". Общая часть
- Предмет философии науки. Философия науки как самосознание науки.
- Позитивистская концепция соотношения философии и науки (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер)
- Эмпириокритицизм (Э.Мах, Р.Авенариус).
- Неопозитивизм. Основные идеи и методология.
- Критический рационализм К.Поппера
- Концепция исследовательских программ И.Лакатоса.
- Концепция исторической динамики науки Т.Куна.
- "Анархистская эпистемология" П.Фейерабенда
- Проблематика и достижения отечественной философии науки.
- Инновации и преемственность в развитии науки (Дж. Холтон, М.Полани, С.Тулмин)
- Наука в культуре современной цивилизации. Ценность научной рациональности.
- Специфика научного познания. Функции науки в жизни общества.
- Античная философия и предпосылки возникновения науки.
- Особенности научного мышления в эпоху средневековья. Роль университетов.
- Философия и становление современной науки. Роль математики и экспериментального естествознания.
- Специфика и структура эмпирического познания.
- Специфика и структура теоретического познания.
- Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
- Научная картина мира, ее связь с мировоззрением.
- Философские основания науки.
- Философия и наука. Роль философии как рефлексии над основаниями культуры.
- Динамика научного исследования, ее логико-методологические основы.
- Научные традиции и научные революции. Социокультурные предпосылки научных революций.
- Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Особенности социально-гуманитарных наук. Специфика методологии социально-гуманитарного познания.
- Глобальные научные революции и их влияние на изменение оснований науки.
- Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.
- Новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Императивы экологической этики.
- Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.
- Человек как предмет междисциплинарного дискурса. Роль знаний о человеке в эпоху постнеклассической науки.
- Наука как социальный институт.
- Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
- Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
|