Челябинский государственный педагогический университет.
Сущность и структура педагогической деятельности, её особенности в современном образовательном учреждении.
Понятие «профессиональная компетентность» педагога, её структура и содержание.
Психологические основы деятельности педагога. Мотивация педагогической деятельности. Я – концепция педагога.
Теоретические предпосылки становления педагогики, как науки. Педагогика в системе наук о человеке. Её предмет, функции и структура.
Методология педагогики и её стратификация. Философские основания педагогики.
Принципы и организация педагогического исследования.
Основные категории педагогики, их взаимосвязь (развитие, формирование, социализация, образование, воспитание, обучение).
Образовательный процесс как система. Закономерности, противоречия образовательного процесса.
Принципы целостного образовательного процесса, их конкретно-историческая обусловленность.
Сущность социализации. Социализация детей и подростков в условиях социально-экономических реформ.
Патриотическое воспитание и развитие национального сознания подрастающего поколения.
Социально-политические и правовые основания гуманистически ориентированного образования.
Обучение в целостном образовательном процессе, его сущность, функции, принципы.
Закономерности обучения, их исследование в истории педагогики.
Феномен «образование»: понятие, компоненты, уровни; источники и факторы формирования. Критика К. Д. Ушинским теории материального и формального образования.
Стандартизация образования в основной школе и стратегия развития вариативного образования (профильное, предпрофильное образование).
Логика образовательного процесса. Единство преподавания и учения.
Психологические основы учебной деятельности. Структура процесса усвоения образовательной информации (работа с учебными материалами).
Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), возможности их реализации в современной школе.
Классификации методов обучения. Подходы, основания.
Формы организации обучения и формы учебных занятий в дидактике: история и современность.
Становление урока как основной формы учебных занятий. Формы учебных занятий в современно образовательном учреждении.
Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Возрастные и индивидуальные возможности (способности) учащихся и их влияние на образованность (освоенность содержания образования).
Современные отечественные дидактические системы, их сравнительная характеристика.
Сущность и содержание программированного обучения. Перспективы применения программированного обучения в современной школе.
Сущность и содержание проблемного обучения. Перспективы применения проблемного обучения. Перспективы применения проблемного обучения в современной школе.
Причины неуспеваемости в современной школе. Психологические особенности работы с неуспевающими детьми.
Понятие «одарённость»: его трактовка. Особенности обучения и воспитания «одарённых детей».
Воспитание в структуре целостного образовательного процесса. Диалектика воспитания.
Развитие теории принципов воспитания в педагогике. Их реализация в практике.
Классификации методов воспитания: ретроспективно-компаративный анализ.
Становление теории формирования коллектива. Авторские теории формирования коллектива и их реализация.
Идеи этнопедагогики в современной школе. Источники и средства этнопедагогики.
Формирование научного мировоззрения у школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.
Профессиональная ориентация учащихся в теории, истории и практике образования. Роль образовательного учреждения в профессиональном самоопределении учащихся (выпускников).
Содержание нравственного воспитания в современной школе.
Трудовое воспитание в истории педагогики и современных образовательных учреждениях.
Экономическое образование (воспитание и обучение) в рыночных условиях рыночных отношений.
Формирование экономической культуры учащихся (воспитанников) в образовательном процессе.
Формирование эстетической культуры учащихся (воспитанников).
Понятие «трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость в период новых социально-экономических отношений.
Типология трудновоспитуемых. Учебно-воспитательная работа с трудновоспитуемыми.