Экзамен по дошкольной педагогике. МГПУ, Беларусь, 2010.
3 тематических блока (общая педагогика, дошкольная педагогика, дошкольное воспитание и развитие).
- Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики.
- Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике.
- Формы обучения дошкольников. Характеристика классических и современных форм организации обучения дошкольников.
- Занятие – форма обучения детей дошкольного возраста. Современные виды занятий в детском саду.
- Обоснование необходимости воспитания детей раннего возраста. Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях и в семье.
- Преемственность в воспитании детей в детском саду и школе. Формирование основ учебной деятельности у дошкольников.
- Современные подходы к игровой деятельности детей дошкольного возраста.
- Педагогические условия организации и проведения игр в дошкольных учреждениях.
- Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игр.
- Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
- Творческие игры дошкольников. Своеобразие руководства творческими играми дошкольников.
- Характеристика подвижных игр. Педагогические условия их организации и проведения в детском саду.
- Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка. Классификация игрушек, современные требования к ним.
- Понятие детского творчества. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
- Знание и место ознакомления дошкольников с народным искусством в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
- Формирование системы научных знаний об окружающей действительности у дошкольников.
- Виды, формы организации детского труда в дошкольном учреждении и семье. Требования к оборудованию.
- Новые подходы к содержанию знаний о социальной действительности.
- Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания. Ребенок и социум.
- Особенности организации педагогического процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.
- Современные программы для дошкольных учреждений. Классификация программ, их характеристика.
- Взаимосвязь общественного и семейного воспитания как современная педагогическая проблема. Повышение педагогической культуры родителей.
- Концепция дошкольного образования в России и её реализация на практике.
- Психолого-педагогические основы образовательного процесса дошкольного учреждения.
- Цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста. Методика проведения занятий по развитию речи и их характеристика.
- Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Исследования в области физического воспитания дошкольников.
- Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание знаний по математике и их характеристика.
- Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Виды и формы музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.
- Задачи обучения детей изобразительной деятельности. Характеристика видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.
- Задачи и содержание экологического воспитания дошкольников. Современные образовательные программы по экологическому воспитанию детей.
- Сенсорное воспитание, его значение и особенности в воспитании дошкольников.
- Отечественные и зарубежные теории сенсорного воспитания ребенка.
- Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Задачи, содержание нравственного воспитания. Современные проблемы нравственного воспитания дошкольников.
- Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства патриотического воспитания.
- Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. Современные подходы к теории и практике эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
- Трудовое воспитание дошкольников: задачи, средства. Руководство трудовой деятельностью детей в дошкольном учреждении.
- Педагогика как наука. Ее объект, предмет, основные категории.
- Категориальный аппарат педагогики: воспитание, обучение, образование. Понятие о социализации личности.
- Процессы интеграции и дифференциации в современной педагогике.
- Процесс обучения. Принципы обучения как категории дидактики.
- Содержание методов обучения, их классификация.
- Формы организации обучения. Их краткая характеристика.
- Базовые дидактические теории в педагогике.
- Сущность воспитания. Основное содержание и цели воспитания.
- Методы воспитания, их классификация.
- Общие закономерности и принципы воспитания.
- Педагогический процесс как система: структура и основные компоненты.
- Понятие системы образования. Принципы государственной политики в области образования.
- Содержание образования. Понятие о государственном стандарте.
- Сущность контроля обучения. Виды, методы и формы контроля.
- Общечеловеческие ценности. Их отражение в международных документах. Государственная политика в области детства и защиты прав ребенка.
|