Ответы на вопросы на государственный экзамен по педагогике:
Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки.
Источники развития дошкольной педагогики как науки.
Методы педагогического исследования. Их использование в работе воспитателя дошкольного учреждения.
Белорусская народная педагогика: традиции, средства, методы воспитания детей.
Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.
Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка.
Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
Адаптация детей к дошкольному учреждению.
Система дошкольного образования Республики Беларусь.
Программное обеспечение работы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Интеллектуально-познавательное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Значение и специфика обучения детей дошкольного возраста.
Дидактические принципы и специфика их реализации в обучении дошкольников.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра дошкольников.
Дидактические игры дошкольников.
Театрализованные игры дошкольников.
Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей.
Преемственность в работе детского сада и школы.
Специфика профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения.
Особенности периода раннего детства и его значение.
Режиссерская игра дошкольников.
Вопросы по психологии:
Проблема онтогенетического развития. Анализ теорий психического развития.
Закономерности и движущие силы психического развития ребёнка в свете идей Л.С. Выготского.
Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности и механизмах смены ведущего вида деятельности в детском возрасте.
Общение как фактор психического развития. Генезис форм общения.
Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии. Психологические основы развивающего обучения.
Периодизация психического развития. Проблема возрастных кризисов психического развития.
Самоценность детства. Возрастная сензитивность, её учёт в работе с детьми.
Общие принципы и этапы психологического исследования. Классификация методов изучения психики детей.
Эмоциональное общение младенца со взрослым, его значение для психического развития. Причины и пути преодоления психической депривации в младенческом возрасте.
Предметная деятельность как ведущий вид Деятельности в раннем возрасте.
Развитие предметно-орудийных действий, их значение для психического
развития.
Этапы развития самосознания. Основные новообразования личностного развития в дошкольном возрасте.
Проблема сенсорного развития дошкольников. Психологические основы сенсорного воспитания детей.
Особенности разных видов памяти у детей. Развитие мнемических действий и приемов логического запоминания в дошкольном возрасте, и
Этапы развития детского мышления в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Основные линии развития детского мышления.
Особенности воображения дошкольников. Пути формирования творческого г воображения.
Психологические основы ролевой игры. Психологическая сущность игры. Структура ролевой игры и её роль в развитии ребёнка
Психологические особенности художественной деятельности детей (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой).
Предпосылки учебной деятельности, специфика обучения дошкольников. Пути повышения эффективности образовательного процесса.
Особенности эмоциональной сферы дошкольников. Развитие и воспитание чувств на ранних этапах онтогенеза.
Развитие воли у детей. Формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве. Недостатки волевого развития детей (недоразвитие воли, капризы и упрямство).
Развертывание темперамента в дошкольном возрасте. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения.
Психологическая характеристика шестилеток. Кризис семи лет.
Структура психологической готовности детей к обучению в школе.
Межличностное взаимодействие в детском обществе. Факторы, определяющие положение ребенка в системе межличностных отношений.
Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Условия эффективности педагогического общения.
Психология личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.
Методы изучения психики ребенка.
Психологическое здоровье дошкольника. Факторы и пути его сохранения и укрепления.
Характеристика тендерных различий дошкольников.
Вопросы по методикам:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Формы организации физического воспитания в дошкольном учреждении их специфическое назначение.
Методика проведения физкультурных занятий в современном дошкольном учреждении.
Методика обучения детей основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание).
Организация и методика обучения детей дошкольного возраста подвижным играм.
Организация и методика обучения детей дошкольного возраста спортивным упражнениям и спортивным играм.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.
Методика обучения детей дошкольного возраста рассказыванию.
Методика обогащения и активизации словаря дошкольников.
Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников.
Методика формирования у дошкольников грамматического строя речи.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с геометрической фигурой и формой предметов.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пространством и формирования умения ориентироваться в пространстве
Методика формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с величиной предметов и измерением.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методика овладения детьми дошкольного возраста обобщенными способами изображения в рисовании.
Методика обучения дошкольников способам и приемам лепки.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.
Методика обучения детей дошкольного возраста способам и приемам бумажной пластики.
Методика проведения различных типов и видов занятий по конструированию в дошкольном учреждении.
МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методика приобщения детей дошкольного возраста к восприятию музыки как основному виду детской музыкальной деятельности.
Методика приобщения детей дошкольного возраста к пению.
Методика приобщения детей дошкольного возраста к игре на детских музыкальных инструментах и овладения элементарной музыкальной грамотой.
Музыкальность, ее структура и значение в музыкальном воспитании, обучении и развитии дошкольников.
Методика развития у дошкольников музыкально-ритмических движений.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРИРОДОЙ
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с неживой природой.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с миром животных.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с растительным миром.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с организмом человека.
Основные направления, задачи и методы экологического воспитания дошкольников на современном этапе.