Шпаргалки для гос экзамена по специальности " логопедия с доп специальностью олигофренопедагогика"
Вопросы:
Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Систематика и статистика специальной педагогики. Предметные отрасли
современной специальной педагогики, ее связь с другими науками.
Философия как методологическая основа специальной педагогики. Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике. Философские концепции отклонений. Западные и отечественные философы о проблемах специального образования. Направления построения новой парадигмы специальной педагогики
Социокультурные основы специального образования. Формирование
концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. Современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями.
Экономические основы специального образования. Экономическое развитие специального образования. Современное состояние экономического обеспечения системы специального образования. Перспективы экономического развития.
Правовые основы специального образования. Основные международные правовые документы. Законодательная политика РФ. Основные положения Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании).
Клинические основы специальной педагогики. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики. Важнейшие показатели развития организма ребенка, значимые для выявлений отклонений в развитии. Медицинская абилитация и реабилитация
Психологические основы специальной педагогики. Предмет, задачи, основные понятия специальной психологии. проблемы компенсации психических функций. Типы нарушений психического развития. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.
Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики. Проблемы лингвистики и психолингвистики, важные с точки зрения специальной педагогики. Психолингвистический анализ речевых отклонений.
Опыт зарубежной системы специального образования. Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии. Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями за рубежом
История становления и развитие российской системы специального образования.
Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России. Развитие советской системы специального образования. Выдающиеся ученые - дефектологи.
Содержание и принципы специального образования. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия. Содержание специального образования. Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт). Основные принципы специального образования.
профессионального образования. Сферы деятельности педагога- дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования
Формы организации специального обучения и коррекционно-педагогической помощи.
Особенности организации специального обучения. Разновидность форм специального обучения, их характеристика. Подготовка учителя к организации обучения. Формы организации коррекционно-воспитательного процесса.
Средства обеспечения коррекционио-образовательного процесса. Функции средств обучения. Характеристика основных средств, используемых для обеспечения коррекционио-образовательного процесса в системе специального образования. Принципы отбора средств обучении в специальном образовании.
Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Профессиональная подготовка кадров для специального образования. Содержание
Технологии и методы специального образования. Специальные образовательные технологии. Методы обучения, применяемые в специальной педагогике, их сущность и специфика. Методы воспитания, традиционно используемые в системе специальных учреждений. Специфика их реализации.
Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социально- педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям е отклонениями в развитии
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Становление государственной системы специального дошкольного образования. Современная сеть образовательных учреждений для детей дошкольного возраста со специальными потребностями. Комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения
Современная школьная система специального образования. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями в развитии. Законодательная и нормативная база. Особенности функционирования специальных школ.
Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация. Профориентационная работа. Профессиональное образование. Право на профессиональную реабилитацию. Индивидуальная программа реабилитации.
Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями. Социальная помощь и социальное обслуживание. Социально-педагогическая деятельность в России и за рубежом. Стратегия государственной социальной политики в области социально педагогической помощи.
Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР). Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР. Обучение дошкольников с ЗПР. Отечественная система комплексной помощи детям с ЗПР.
педагогические системы образования лиц с нарушением слуха. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха. Обучение школьников с частичным нарушением слуха Специальное образование глухих. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Специальное образование лиц с нарушением зрения. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих
специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими детским церебральным параличом. Система лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Возможности социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
система образования лиц с нарушениями эмоционального развития (РДА). Возможности развития, образования и социализации. Общая характеристика основных зарубежных и отечествнных подходов к коррекции РДА в дошкольном и школьном возрасте.
Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии. Задачи психолого-педагогического сопровождении развитии ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развитии и образовании лиц со сложным дефектом. Пути и способы организации специального образования
Перспективы развитии специального образования. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. Гуманизация общества и системы образования как условие развития специальной педагогики. Общее и специальное образование: интеграции и дифференциация. Модели интегрированного обучения.
Общие основы олигофренопедагогики. Определение, объект, предмет, цель и задачи, методы исследования, понятийный аппарат, связь с другими науками.
На 100 школьников в мире приходится 4-5 человек с умственной отсталостью.
История становления и развития помощи детям с недостатками интеллекта в Западной Европе.
Основные направления становления дефектологической науки.
История становления и развития помощи детям с недостатками интеллекта в России.
Основные направления практических мероприятий по обучению, воспитанию и призрению умственно отсталых детей в дореволюционной России. Забота об организации помощи после Октябрьской революции.
Научные взгляды и деятельность Выготского. Краткие биографические данные основных этапов научной деятельности. Вклад в отечественную дефектологию.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Педагогическая дифференциация учащихся. Характеристика детей со специфическими нарушениями.
Понятие об умственной отсталости (этиология, клиника, патогенез, прогноз развития).
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального
Систематика умственной отсталости. Клинико-патогенетические классификации Певзнер и Сухаревой. Современная классификация интеллектуальной недостаточности - МКБ -10 ВОЗ 1994 года.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушением интеллекта. Основные этапы ее становления. Структура, задачи, направления развития и совершенствования, состав учащихся.
Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Понятие, функции, целостный подход, характерные особенности, специфика. Исторически сложившиеся системы коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта.
Понятие, разработка в олигофренопедагогике, характеристика отдельных принципов, их взаимосвязь)
Содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Понятие, носители, требования, история развития.
Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Понятие, типы, структура, нормативы.
Учебные программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
для детей с нарушением интеллекта.
Учебные предметы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушениями интеллекта. Роль, место в системе образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
Учебники и учебные пособия для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Структура, разновидности, назначение. Основные требования к учебникам и организации работы с ними.
Методы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Сущность, специфика, характеристика факторов, определяющих выбор методов обучения.
Система трудового обучения в специально (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта
Урок как основная форма обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе дли детей с нарушением интеллекта. Понятие, функции, структура, типы уроков.
Формы организации обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Урок, учебные экскурсии, домашняя учебная работа, специальные коррекционные занятия. Характеристика, требования к организации и проведению.
Трудовое воспитание в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Понятие, цель, задачи, содержание работы. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности. Виды общественно полезного труда
Физическое воспитание в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Понятие, цели, задачи, содержание работы. Организационные формы и меры охранительно-педагогического режима. Условия эффективности.
Нравственно-этическое воспитание в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детейс нарушениями интеллекта. Понятие, цель, задачи, содержание работы, формы и методы. Критерии моральной воспитанности.
Эстетическое воспитание.
Взаимодействие семьи и школы в системе воспитания детей с нарушением интеллекта.
Задачи школы 8 вида в работе с родителями. Условия эффективности работы. Программа изучения семьи. Формы работы с родителями учащихся.
Взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью. Стили родительского воспитания. Нарушенные типы семейного воспитания. Факторы отношений родителей к детям.
социализация и интеграция детей с нарушениями интеллекта. Понятие, этапы, сферы социализации. Формы и модели интеграции. |