Теоретические и практические задачи детской (возрастной психологии).
Детская и генетическая психология. Предмет, объект и методы исследования.
Рост и развитие ребенка. Критерии развития. Типы развития. Специфика психического развития ребенка.
Детство как предмет науки. Причины возникновения детской психологии.
Исторический анализ понятия «детство».
Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.
Стратегия наблюдения.
Стратегия эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.
Стратегия формирующего эксперимента.
Метод исследования близнецов и его значение для решения вопроса о роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
Проблема биологического и социального в развитии психики человека.
Концепция рекапитуляции Стенли Холла. Биогенетический закон в психологии. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития. Л.С. Выготский о биогенетическом принципе в психологии.
Структурный подход к исследованию психического развития К. Коффки. Психофизический метод исследования. Критический анализ взглядов К. Коффки в работах Л.С. Выготского.
Нормативный подход к развитию психики ребенка. Концепция А. Гезелла. Закон затухания темпа психического развития. Методы исследования в нормативной традиции. Л.С. Выготский о теории эмпирического эволюционизма.
Теория «трех ступеней» детского развития К. Бюллера. Закон перемещения удовольствия. Зоопсихологический эксперимент в детской психологии. Критика Л.С. Выготским концепции К. Бюлера.
Теория конвергенции двух факторов психического развития (В. Штерн).
Концепция развития в бихевиоризме и методы исследования научения. (И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Законы научения. Л.С. Выготский о концепции Торнайка.
Основные понятия в американской психологии развития. Понятие социализации. Механизмы приобретения нового опыта. Поощрение и наказание в формировании поведения ребенка. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.
Эволюция теории социального научения и основные экспериментальные исследования:
е поколение исследователей – Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире;
е поколение исследователей – А. Бандура, Дж. Гевирц;
е поколение исследователей – Ж. Аронфрид, Ю. Бронфенбреннер и др. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Стадии психосексуального развития.
Формирование характера с точки зрения психоаналитического подхода. Влияние защитных механизмов на развитие личности.
Развитие детского психоанализа в работах А. Фрейд. Методы и специфика работы детского аналитика.
Понятие социализации в психоанализе (А. Фрейд).
Линии психосексуального развития и соотношение между ними.
Критерий развития в подходе к нормальному и нарушенному развитию ребенка. Нормальные и патогенные регрессии.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия.
Стадии психосексуального развития личности. Ритуализация как способ преодоления жизненных кризисов. Синдром социальной патологии идентичности. Эпигенетическая карта.
Исходные принципы и основные направления исследования развития интеллекта в ранних работах Ж. Пиаже. Характеристика клинического метода.
Процессы когнитивной ассимиляции и аккомодации, их роль в процессе адаптации организма к среде. Фактор равновесия (саморегуляции). Понятие структуры (схемы).
Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта.
Факты Ж. Пиаже и их систематизация.
Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи.
Понятие стадий развития в концепции Ж. Пиаже.
Роль действия в развитии мышления.
Сенсомотороный интеллект. Стадии и критерии интеллекта.
Интуитивное (дооперантное) мышление в концепции Ж. Пиаже.
Понятие о постоянстве объекта в концепции Ж. Пиаже.
Понятие операции. Особенности конкретных операций. Свойство обратимости в формировании операций.
Особенности формального мышления.
Проблема «обучения и развития» в работах Ж. Пиаже и его последователей. Экспериментальная критика представлений Ж. Пиаже о проблеме «обучения и развития».
Понятие социализации в психоанализе и теории Ж. Пиаже.